Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение Современный продовольственный рынок представлен множеством пищевых продуктов различных групп, видов, разновидностей, торговых марок и наименований. Товары имеют маркировку, представленную потребителям в разном исполнении. Для носителей маркировки используются самые различные материалы, а также виды печати, используемая краска - разных цветов и оттенков, шрифт - разной величины и видов. Производители, используя современные методы исполнения маркировки и самостоятельно расставляя информационные приоритеты, подчас забывают о главной функции - доступности. Даже при исполнении всех требований к содержанию маркировки, она бывает недоступна и нечитаема. Целью проведения маркетинговых исследований явилось выявление потребительских предпочтений в отношении качества маркировки пищевых продуктов, реализуемых в условиях современного потребительского рынка. В соответствии с целью перед нами были определены следующие задачи: 1) выявить степень значимости информации, вынесенной на этикетку для потребителей; 2) определить актуальность оценки качества маркировки пищевых продуктов; 3) установить природу и основные причины возникновения проблем у потребителей, связанных с качеством исполнения маркировки пищевых продуктов: доступностью, достоверностью, достаточностью; 4) составить потенциальный портрет потребителей, для которых качество исполнения маркировки имеет большую значимость. Объект и методы исследования Объектом настоящего исследования явились жители г. Кемерово в возрасте от 18 лет и старше. Предмет исследования - потребительские предпочтения в отношении маркировки пищевых продуктов. В качестве метода сбора первичной информации выбрали опрос. Формой для сбора данных явилась анкета, содержащая вопросы, соответствующие задачам исследования. Потребители опрашивались на улице, в торговых организациях, на рабочих местах. Сроки проведения опроса - с 01.07.2014 г. по 01.10.2014 г. Маркетинговое исследование проводили выборочным методом. Объем выборки определялся на основе статистического анализа при уровне доверительной вероятности 99 %, допустимой ошибке ±6 % и составил 500 человек. Формирование выборочной совокупности осуществлялось на основе детерминированного подхода методом квотного отбора [4]. Для получения репрезентативных данных использовали квотный отбор по двум параметрам: полу и возрасту. На основе данных Росстата (Кемеровостата) вычислялись квоты по социально-демографи-ческим характеристикам населения [1, 2]. Структура выборочной и генеральной совокупностей населения г. Кемерово представлена в табл. 1. Таблица 1 Соотношение выборочной совокупности респондентов и генеральной совокупностей населения г. Кемерово Параметры отбора Генеральная совокупность Выборочная совокупность Мужчины, % Женщины, % Мужчины, % Женщины, % от 18-25 лет 19 21 19 21 от 26-35 лет 16 17 16 17 от 36-49 лет 3 6 3 6 50 лет и старше 9 9 9 9 Всего 47 53 47 53 Из данных табл. 1 видно, что выборочная совокупность соответствует данным генеральной совокупности. Это позволяет получить репрезентативные результаты исследования и дает возможность обобщить полученные в ходе исследований данные на все население г. Кемерово. Результаты и их обсуждение На первоначальном этапе была установлена степень значимости для потребителя информации, вынесенной на этикетку. Поскольку было необходимо рассмотреть все аспекты качества, природу и причины возникновения нарушений маркировки, а также определить необходимость в оценке ее качества, при выборе отрицательного ответа в дальнейшем данные респонденты не опрашивались (рис. 1). Рис. 1. Структура потребительских предпочтений в отношении четкости и доступности информации на этикете Установлено, что большинство потребителей при покупке пищевых продуктов обращают внимание на информацию, вынесенную на упаковку (73 %), при этом для 59 % опрошенных ее четкость и доступность является важным условием для принятия решения о покупке. При выявлении у респондентов предпочтение в отношении доступности маркировки для прочтения («Всегда ли информация на этикетке доступна, т. е. хорошо просматриваема?») установлено, что для 5 % опрошенных информация доступна (это в основном респонденты в возрасте от 18 до 25 лет), большинство принявших участие в исследованиях (70 %) указали, что часто, но не всегда информация является доступной (рис. 2). Рис. 2. Структура потребителей в отношении доступности маркировки В случае, когда маркировка недоступна и ее нельзя легко прочесть при покупке товара 65 % респондентов отметили, что согласятся на нее только в случае крайней необходимости, 22 % потребителей готовы отказаться от ее совершения. По факту введения в заблуждение потребителей в отношении товара или его отдельных свойств с помощью некачественно оформленной маркировки выявили, что большинство респондентов (65 %) сталкивались с данным фактом, от совершения повторной покупки данного товара 60 % опрошенных отказались. Результаты представлены на рис. 3. Рис. 3. Структура ответов в отношении возможности повторной покупки товара с некачественно оформленной маркировкой Выявлено, что большинство из опрошенных (97 %) считают, что товар с недоступной или нечитаемой маркировкой не должен поступать в реализацию, при этом 95 % потребителей отметили, что ответственность за некачественное исполнение маркировки должен нести производитель. На следующем этапе исследования были выявлены нарушения маркировки, с которыми наиболее часто встречались потребители. С учетом общего количества данных ответов на этот вопрос структура потребительских предпочтений представлена на рис. 4. Рис. 4. Структура нарушений маркировки Большинство опрошенных указали на нарушение поверхности (царапины, перегибы, вздутие) маркировки - 36 %; на потерю формы (вырванные куски) - 16 %; расплывы, подтеки, размытость краски маркировки отметили 27 % потребителей; на сильные загрязнения указали 21 % опрошенных. Приобретать товар с вышеуказанными нарушениями 56 % респондентов отказались. Было выявлено, что 39 % опрошенных сталкивались с наличием большого количества излишней информации в маркировке товаров, 41 % указали, что иногда это мешает в доступе к основополагающей информации, а 82 % респондентов вообще не считают необходимым выносить данную информацию на маркировку пищевых продуктов. Также и в отношении наличия дублирующей информации в маркировке - 34 % опрошенных подтвердили этот факт. При этом большинство (65 %) потребителей считают абсолютно не оправданным повторять информацию в маркировке пищевых продуктов. В дальнейшем исследовании было выявлено, что 56 % респондентов попадали в ситуацию, когда из-за неправильного выбора цвета основного фона и шрифта информация на маркировке не читалась. 35 % потребителей с данной ситуацией сталкивались довольно часто. В ходе исследования было установлено, что использование в маркировке слишком мелкого шрифта делает недоступной для прочтения информацию, это отметили 69 % респондентов, указав на наличие данного нарушения довольно часто (рис. 5). Рис. 5. Структура ответов в отношении мелкого шрифта в маркировке Наличие запаха краски в маркировке является недопустимым нарушением, поскольку это может повлиять на органолептические характеристики самого товара (запах, аромат), так как некоторые продукты являются гигроскопичными. Большинство респондентов (60 %) отметили, что не сталкивались с данной ситуацией, 35 % - указали, что сталкивались с данным нарушением редко. Наличие посторонних запахов является недопустимым дефектом, что определяет необходимость контроля показателя - «запах». На следующем этапе исследований была установлена необходимость оценки качества маркировки наравне с оценкой качества товара (рис. 6). Рис. 6. Структура ответов в отношении оценки качества маркировки Анализ данных, представленных на рис. 6, позволяет сделать вывод, что 29 % потребителей считают, оценку качества маркировки обязательной, 60 % высказались о ее желательности, что определяет актуальность темы настоящих исследований. Для описания профиля потребителей респондентам были заданы вопросы, отражающие их демографические характеристики (рис. 7). Рис. 7. Структура потребителей по уровню образования Выявлено, что 32 % опрошенных потребителей имеют высшее образование, 36 % - неоконченное высшее, 19 % - среднетехническое и 13 % опрошенных - среднее (школа). Структура потребителей по социальному статусу представлена на рис. 8. Рис. 8. Структура потребителей по социальному статусу Структура потребителей в зависимости от степени дохода представлена на рис. 9. Рис. 9. Структура потребителей в зависимости от степени дохода Установлено, что большинство опрошенных (34 %) имеют доход на одного человека от 7000 до10000 рублей, 15 % -10001-15000 рублей, 25 % -15001-20000 рублей и 26 % респондентов имеют доход свыше 20000 рублей (рис. 9). Выводы По результатам проведенных исследований установлено: - большинство потребителей при покупке пищевых продуктов обращают внимание на информацию, вынесенную на упаковку (73 %); - для большинства респондентов (59 %) важна четкость и доступность маркировки. - 69 % отметили, что информация на этикетке не всегда доступна для прочтения. Причинами этого является: сливающийся цвет основного фона и цвет шрифта (56 %), слишком мелкий шрифт (69 %), наличие информации рекламного характера, которая затрудняет поиск необходимых сведений о товаре (41 %); - установлено, что 65 % респондентов были введены в заблуждение в отношении товара или его отдельных свойств из-за некачественно оформленной маркировки, при этом на повторную покупку такого товара эти потребители не согласны; - 97 % респондентов считают, что товар с недоступной или нечитаемой маркировкой не должен поступать в реализацию, а ответственность за некачественную маркировку (недоступную информацию) должен нести производитель (95 %); - выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения маркировки - нарушения поверхности (царапины, перегибы, вздутие) - отметили 36 % потребителей, сильные загрязнения маркировки - 16 %. При этом 56 % потребителей не приобретают товар с такими нарушениями маркировки; - установлено, что 41 % потребителей встречались с излишней информацией в маркировке, что мешает им в доступе к основополагающей информации, 38 % указали, что им приходилось сталкиваться с наличием дублирующей информации в маркировке пищевых продуктов; - большинство из респондентов высказались за проведение оценки качества маркировки (желательно - 60 %; обязательно - 29 %), что определяет актуальность темы настоящих исследований. Таким образом, результаты маркетинговых исследований позволили выявить наличие и природу проблем, связанных с доступностью и читаемостью маркировки пищевых продуктов, а также целесообразность оценки качества маркировки с целью выполнения ее основной функции - информационной. На основании анализа результатов анкетирования были сформированы органолептические и физико-химические показатели качества маркировки и разработаны методы их оценки. На вышеуказанные методы оценки качества маркировки получено авторское свидетельство (АС № 20463).