DEVELOPMENT OF METASUBJECT COMPETENCIES IN HIGH SCHOOL STUDENTS
Rubrics: PEDAGOGICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The present research featured the development of metasubject competences in high school students, who are known to lack these competencies. The research objective was to perform a sociological survey of the current situation. The methods involved analysis, synthesis, observation, and sociological survey. The paper describes the reasons behind the qualitatively low development of metasubject competencies in modern schoolchildren and contains some recommendations. The author also describes the relations between metasubject competencies and the concepts of hard and soft skills. The sociological survey involved high school students and their parents, who appeared to understand the importance of meta-specific competencies and their poor development in modern school environment. Both students and their parents demonstrated a strong dissatisfaction with the situation, in which the entire curriculum is aimed at passing the Unified State Exams. As a result, the school program concentrates on the development of subject knowledge, leaving behind metasubject skills.

Keywords:
metacompetence, universal learning activities, soft skills, hard skills, parents, metasubject results, sociological survey
Text
Publication text (PDF): Read Download

            оригинальная статья

УДК 371.3

Проблема формирования и развития метапредметных компетенций

Никита, Олегович, Ким

Учитель истории МАОУ «Гимназия № 42», Россия, Кемеровская область – Кузбасс, г. Кемерово, ул. Щегловская, 2; https://orcid.org/0000-0003-3925-5855; e-mail: kim.nikita93@gmail.com; телефон: +79914363400.

Аннотация: В данной статье представлена проблема формирования и развития метапредметных компетенций в современном школьном образовании. Предметом данного исследования  является формирование и развитие метапредметных компетенций в основной и средней школе. Целью статьи является проведение анализа сложившейся ситуации недостаточной сформированности метапредметных компетенций у старших школьников. Основными методами научного исследования в теоретической плоскости были анализ и синтез, в практическом поле – наблюдение и социологический опрос. В работе будут представлены причины качественно низкой сформированности метапредметной компетенции современных школьников, будут даны рекомендации для нивелирования данной ситуации. В данном исследовании будут приведены понятия hard и soft skills, и их взаимосвязь с метапредметными компетенциями. Также будут представлены эмпирические данные социологического опроса старшеклассников и их родителей по поводу проблемы сформированности навыков метапредметности, будет проведена корреляция данных, а также их анализ. Этот анализ показал предполагаемые результаты, что все участники образовательного процесса понимают важность метапремдетных компетенций, а также осознают, что в современных реалиях, эти навыки недостаточно сформированы. Данное исследование может быть полезно для специалистов в области школьного образования.

Ключевые слова: метакомпетенции, УУД, soft и hard skills, современная школа, мета-навыки, метапредметные результаты, ГИА.

Введение

В современной российской образовательной системе остро стоит проблема формирования и развития метапредметных компетенций. Решение данной проблемы будет актуальным и полезным для всего российского общества, ведь именно метакомпетенции являются гарантом умения использования предметных знаний, а также комфортного существования во взрослой жизни. Жизнь будет предъявлять к человеку серьёзные требования: к его умению грамотно коммуницировать,  ставить перед собой задачи и достигать их, планировать свою деятельность, уметь работать в команде, а также проявлять лидерские качества. Но, самым главным, в современной жизни, является умение продуктивно работать в огромном количестве информации, которую нам представила глобализация. Важной актуальной задачей в практике развития и формирования метапредметности является «преемственность всех ступеней образовательного процесса» [14]. 

Настоящая ситуация, в контексте сформированности метапредметных компетенций, говорит нам о неудовлетворительности нашей образовательной практики. По данным PISA за 2018 год (данные представлены по обучающимся пятнадцатилетнего возраста) Россия по читательской грамотности находится на 31 месте, по математической грамотности на 30 месте, по естественно-научной грамотности на 33 месте, что соответствует среднему показателю [11], но не соответствует стратегии развития нашего образования. Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегиях развития Российской Федерации на период до 2024 года», определена ключевая цель – войти в десятку ведущих стран мира по качеству школьного образования [16].Вместе с тем по способности использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении практических задач, а также по  уровню владения метапредметными навыками российские выпускники основной школы значительно уступают своим сверстникам из  других стран. Уровень образования более половины выпускников основной школы оценивается как базовый, а  около пятой части выпускников девятого  класса не  достигают порогового уровня сформированности функциональной грамотности в соответствии с международными требованиями. Тесты свидетельствуют, что готовы к продолжению образования не более 30% выпускников основной школы (около 40% в  десяти странах – лидерах по качеству образования), а решать сложные задачи на высоком уровне способны в среднем около 5% учащихся (не  менее 11% в  десяти странах-лидерах) [9].

Основная часть

Употребляя термин «метапредметный», автор поддерживает трактовку данного понятия, которую ввел в научный оборот Ю.В. Громыко, определяя метапредметное содержание, как «деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета» [15, с. 124-125]. Основу метапредметных компетенций составляют универсальные учебные действия, точнее их «система» [10]. Эти действия необходимы для качественного выполнения регулятивных, коммуникативных и познавательных задач. Вся наша жизнь, в том числе учебная, состоит из перечисленных выше взаимодействий, без правильного умения пользоваться которыми, мы не можем нормально удовлетворить ни одну потребность. Так, без коммуникативной компетентности человек не сможет вступать в диалог, правильно себя в нем позиционировать, уметь слушать и слышать, а также доносить свою индивидуальную точку зрения. Ученые достаточно давно подтвердили тезис ключевой значимости коммуникативной компетенции для формирования и развития человека, всесторонне развитой личности [18], а это и есть основная цель современного образования.

Интересным моментом, является то, что деление навыков в зарубежной педагогической литературе на hard skills и soft skills, по своей сути синонимичны отечественным понятия предметные и метапредметные компетенции. Если советская школа учила детей именно hard skills, то есть классическим, академическим, предметным знаниям, то школа современная, в том числа за рубежом, все больше склоняется к формированию и развитию у учеников навыков «soft». Которые предполагают «гибкие» умения: организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям [5]. Последнее умение, но не по значимости – уметь адаптироваться, в современном мире быстрых преобразований и изменений, может стать ключевым. Ведь академические знания могут устаревать, но умения пользоваться информацией, выживать в сложных ситуациях, быть гибким, это то, что может помочь человеку успешно выживать и жить счастливо. На взгляд автора, это и есть одна из целей и ценностей школьного, и не только школьного, образования, по возможности дать тот самый «ключ» к жизни человеку. Также проблема формирования и развития гибких навыков, может стать крайне актуальной в связи с развитием искусственного интеллекта, где человек разумный может перестать быть конкурентом обученной машине, которая сможет вмешать в себя куда больше информации, а также манипулировать ей заданными алгоритмами. Но такого не произойдет, если человек будет творцом, а не потребителем, именно эту задачу мы стремимся решить путем внедрения в образовательный процесс процесса преобразовании объектности в субъектность у обучающегося.

Большая часть современных методик педагогического сопровождения обучающихся, а также учебно-воспитательный процесс строится вокруг проблемы рефлексии и мотивации, что мы тоже может отнести к метакомпетенционным проблемам. Ведь регулятивный компонент во многом состоит из способности рефлексировать свои действия и мысли. Об этом много говорится в рефлексивно-деятельностном подходе, который был, в своем роде, ответом на вызов в сфере образования на рубеже тысячелетий, на трудность развития человека, когда он «упирается» в некий барьер трудностей обучения, который он преодолеть хочет, но без помощи специалистов педагогов-психологов не может [7]. Что касается проблемы мотивации эта сторона вопроса, которая требует серьёзного исследования и описания, в этой работе на ней не будет сделано акцента.

По мнению автора, проблема формирования и развития метапредметных компетенций, особенно у старшеклассников, заключается в нескольких ключевых моментах:

  1. Направленность нашей системы школьного образования на успешную сдачу итоговых экзаменов, в первую очередь, имеется ввиду основного государственного экзамена и единого государственного экзамена, в меньшую степень всероссийской проверочной работы (именно в ней большее внимание уделяется проверка метакомпетенций, которые уже в едином государственном экзамене, к сожалению, теряют свою актуальность). Таким образом, основной упор делается на формирование предметных знаний, умений и навыков. Которые зачастую не всегда имеют прямую связь с развитием метакомпетенций, если говорить, например, о традиционном (фронтальном) способе обучения, при котором обучающийся становится обучаемым, и теряет свою позицию субъектности в образовательном процессе.Если в начальной школе процесс обучения строится на принципах развивающего обучения, которое дает весомые результаты в формировании и развитии всего комплекса необходимых компетенций [12],  то уже в средней школе, тем более в старшей, процесс обучения зачастую сводится к традиционному, фронтальному методу работы на уроке: из-за ориентации итоговых экзаменов на предметный результат, перегрузки класса и недостаточной квалифицированности самих педагогов;
  2. Невысокая практичность, практикоприменимость отечественного школьного образования. Многие ученики справедливо задаются вопросом: «Зачем мне это нужно знать?», «Как мне этаинформация, это знание поможет в реальной жизни?». Зачастую учитель не может дать вразумительного ответа на данные актуальные для учеников вопросы, так как не понимает важности формирования и развития метакомпетенций, не понимает их сути и функций, соответственно не может донести эту важность до обучающегося. Причина этого проявления соответствует отчасти первому пункту, в котором говорилось, о недостаточной педагогической грамотности самих учителей. Которые не используют современные методики обучения, а зачастую их и не знают, так как построить образовательных процесс с полным соответствием ФГОС не самая простая задача, которые требует от педагога значительных знаний, умений, навыков и желания их применять. В данном случае основной задачей педагога должно являться не научению знанию «2+2=4», а объяснению зачем это знание нужно и как его можно использовать. Главным дидактическим вопросом становится не «что-где-когда», а почему и зачем.;
  3. Низкая внутренняя мотивация обучающихся среднего звена и старшеклассников. В современной педагогике огромную роль уделяют проблеме мотивации и учебной неуспешности, как следствия низкой внутренней мотивации [13]. Практически вся школьная образовательная действительность сосредоточена на формировании внешней мотивации – отметкой и оценкой, похвалой и замечанием, личным примером (в лучшем случае), но незначительное внимание уделяется формированию внутренних познавательных и социальных мотивов, которые являются смыслообразующими в любой деятельности, в том числе учебной. Именно вышеуказанные внутренние мотивы являются причиной самостоятельности, активности, творческого потенциала, так необходимого в понимании сути нашей проблемы;
  4. Перегрузка календарно-тематического плана предметными темами, и как следствие, нехватка времени на проведение качественных уроков, с помощью которых, в том числе, была бы эффективнее работа по формированию и развитию метапредметных компетенций. Построение качественного проблемного урока, занимает большое количество времени на уроке, трудоресурсов, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. А именно дидактика с помощью проблемного обучения была признана одной из наиболее эффективных с точки зрения развития и формирования метакомпетенций [18].

В вышеперечисленных пунктах были обозначены основные, по мнению автора, проблемы, связанные с формированием и развитием метапредметных компетенций. Ниже, в данном исследовании, будут приведены возможные способы нивелирования сложившейся негативной тенденции однобокого упора на предметный уровень образовательных компетенций. Более подробное рассмотрение данного вопроса, заслуживает отдельного внимания и большой исследовательской работы, но будут расставлены некоторые акценты:

  1. Активное внедрение проектной деятельности. Обучающиеся учатся планировать свою деятельности, самостоятельно находить источники исследования и проводить их анализ. Подбирать, структурировать и представлять свой доклад на научных конференциях. Во время подготовки практической части проекта обучающийся вступает в различные социальные связи с другими людьми, например, в ходе социологического опроса, коммуникации со своим научным руководителем, во время проведения эксперимента с участием других людей. Основной упор в проектной деятельности школьника должен делаться на совместный поиск способов решения новых задач [19] Авторы данного десятилетнего лонгитюдного исследования доказывают эмпирически предыдущий тезис. Также говорится о важности детского самостоятельного поиска ответа, при роли учителя, в качестве консультанта и советника. Таким образом, правильно организованная вдумчивая проектная работа, может способствовать развитию метапредметных компетенций, в развитии универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных;
  2. Ориентация на проблемный характер обучения. В проблематизации обучения, цель урока, проблема урока становится осознанной самим учеником. В этом контексте, с точки зрения развития метапредметных компетенций, очень важную роль играет актуализация полученных знаний, умений, навыков – обучающийся начинает понимать зачем ему «это», чем оно (это знание) может быть для него полезно, как его можно применить на практике. Такая педагогическая технология позволяет обучающемуся самому ставить перед собой промежуточные учебные задачи и решать их, продвигаясь, тем самым, к решению обозначенной учителем, либо самим обучающимся перед собой, в начале урока проблеме. В процессе решения задач обучающиеся находятся во взаимодействии как между собой, так и с учителем [18]. Помимо проблемного обучения значительные успехи в области развития метапредметности достигла современная «монтессорийская» школа [3], со своей методикой постановки проблемы обучения самим учеником, которую он решает на протяжение определенного времени (не обязательно это может быть время одного урока), получая по итогу, собственный творческий продукт;
  3. Повышение внутренней мотивации у обучающихся. Большой проблемой современной отечественной педагогики является серьёзный перекос в вопросах мотивации учеников, с внутренней самомотивации на внешнюю социальную. Таким образом, в большинстве случаев учитель старается мотивировать обучающегося хорошей или плохой отметкой, оценкой, личным влиянием педагога, с возможностью использования рычагов контроля в лице административного аппарата школы, либо родителей, в лучшем случае, своим позитивным личным примером, внедрением адекватной соревновательной ситуации между обучающимися. Но с точки зрения, удержания собственной мотивации и улучшения учебных достижений, особенно в долговременной перспективе, гораздо более эффективной становится методика повышения внутренней мотиваций учеников [6, с. 103-106];
  4. Внедрение новых методик в дидактическую практику, ориентированных на «над» предметность. Здесь, в практическом арсенале современного педагога не так много конкретных инструментов достижения межпредметных результатов, например. Отсюда возникает другая проблема, характерная для непроработанной методологической и методической частях сложного урока, направленного на межпредметный и метапредметный уровень компетенций, который, подразумевается, обучающиеся должны достигнуть исходя из описанных результатов во ФГОС. Но на практике, педагог остается с пониманием проблемы, но без методических инструментов, с помощью которых он мог бы эти результаты достигать. Из относительно простых методов, которые может использовать учитель на уроке, это возможность научить школьников грамотно работать с информацией: составлять тезаурусные поля, блок-схемы, кластерные анализы, здесь важно научиться сжимать, классифицировать, подвергать критике и анализу любую информацию, структурировать её. Развитие причинно-следственных связей, как следствие такой работы не заставит себя долго ждать [4, с. 145].
  5. Внедрение рефлексивно-деятельностного подхода и практики тьюторства в общеобразовательные учреждения. Рефлексивно-деятельностный подход, подробно разработанный и описанный Зарецким В.К. и его коллегами, демонстрирует отличные результаты в «преодолении учебной неуспешности» [8].В этом методе значительную роль играет педагог-психолог, который помогает обучающемуся правильно выстроить саморефлексию, а также структурировать и организовать свою деятельность, для того что бы ученик смог сам ставить перед собой, как «близкие», находящиеся в зоне ближайшего развития, которые он может быть способен решить самостоятельно, в кратчайшие сроки, так и «дальние» (за этой зоной), стратегические, которые на данный момент не находятся в его зоне развития, учебные задачи и достигать их. В современной образовательной школьной практике подобного практически нет, в лучшем случае есть школьный психолог, который занимается различного рода тестированиями и их анализом, а также работой с «трудными» детьми. У классного руководителя, как и у самого учителя, свои несколько другие цели, задачи и обязанности, которые феноменологически не совсем совпадают с понятием тьюторства. О важности роли психолого-педагогической поддержки учеников, особенно в ситуациях, повышенного стресса, чем является пандемия COVID-19 во всем мире, заявляет заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини. Она говорит о том, что современный мир оказывает на любого человека, особенно на ребенка, у которого еще психика находится в неустойчивом состоянии, серьёзное стрессовое влияние. Это также усугубляется глобальными проблемами всего общества. С. Джаннини заявляет, что современная школа должна в этих условиях сосредоточиться на том, чтобы ученику было  в образовательном учреждении, либо на дистанционном обучении максимально комфортно, а этот комфорт может быть достигнуть только при грамотном психолого-педагогическом сопровождении тьюторами своих «подопечных», которые будут помогать им справляться с любыми сложностями, возникающими у них в процессе образования [1]. В таком случае, ученик, который видит, что у него есть проблема, связанная с учебным процессом, а как мы уже убедились, это зачастую не предметная проблема незнания, а проблема метапредметных умений и навыков – современному школьнику трудно даются задачи, требующие самостоятельность, творчество и самодисциплину.

Для наглядности и количественного обзора сложившейся проблемы автором будут представлены статистические данные. Эти данные были собраны на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия № 42» в г. Кемерово. Социологический опрос был проведен с целью выяснения мнений обучающихся и их родителей по поводу важности приобретения мета-навыков, их процентному соотношению с предметными знаниями, а также возможных способах улучшить формирование и развитие метапредметных компетенций. Данная эмпирическая работа была проведена среди старшеклассников, обучающихся 10-11 классов и их родителей, возраст обучающихся составлял 16-18 лет. Количество опрошенных среди учеников составило 89 человек, среди родителей 37 человек, что составило в сумме 126 человек. Перед опросом всем участникам было разъяснены следующие понятия компетенций: предметные, личностные и метапредметные, а также представлен федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, а именно, пункты, где перечислены образовательные результаты, которые должны быть достигнуты выпускниками 11х классов. И ученикам и их родителями были заданы одни и те же вопросы: 1) Как вы считаете, в современном школьном образовании важен ли высокий уровень сформированности метапредметных компетенций? Возможные ответы: а) Однозначно, да; б) скорее всего да; в) скорее всего нет; г) точно нет. 2) Оцените приемлемое соотношение важности между предметным и метапредметным уровнем компетенций в школьном образовании. Возможные ответы: а) Предметные знания должны явно доминировать; б) Предметные знания несколько важнее метапредметных; в) Метапредметные компетенции несколько важнее предметных; г) Основной упор должен делаться на формирование и развитие именно метапредметных компетенций. 3) В чем вы видите основную проблему неразвитости метапредметных компетенций у современных старшеклассников? Возможные ответы: а) концентрация школьной образовательной программы на сдачу ЕГЭ; б) недостаточная квалификация педагогического состава; в) непонимание понятия метапредметных компетенций и их основных функций; г) недостаточная мотивация к обучению, сложность самодисциплины и самостоятельной деятельности, рефлексии. 4) Какой способ может лучше справиться со сложившейся проблемой неразвитости метапредметных компетенций? Возможные ответы: а) повышение квалификации учительского состава; б) внедрение в урок новых методик, позволяющих делать акцент на формирование и развитие метакомпетенций; в) замена ЕГЭ традиционным выпускным экзаменом в школе; г) все вышеперечисленное в равной степени важно и способно решить вышеуказанную проблему. Ниже будут представлены графически ответы участников социологического опроса, отдельно демонстрируются ответы учеников и родителей.

 

 

Данная гистограмма ответов учеников на вышеуказанные вопросы (Рис. 1. Ответы учеников.) демонстрирует следующие результаты: на вопрос 1 – «Как вы считаете, в современном школьном образовании важен ли высокий уровень сформированности метапредметных компетенций?» подавляющая часть ответила, что метапредметные компетенции в современном школьном образовании очень важны, утвердительный ответ дало 90% опрошенных; на вопрос 2 – «Оцените приемлемое соотношение важности между предметным и метапредметным уровнем компетенций в школьном образовании» мнения между опрошенными разделились, примерно равные части выбрали варианты ответов о небольшом приоритете предметных или метапредметных навыков, но с небольшим увеличением ответов в сторону приоритета метапредметных компетенций; на вопрос 3 – «В чем вы видите основную проблему неразвитости метапредметных компетенций у современных старшеклассников?» 45% опрошенных ответило что основной проблемой является концентрация школьной программы на успешную сдачу ЕГЭ, но также, внушительная часть учеников – 32% считает, что учиться самостоятельно, проявляя творчество и активность достаточно трудно, что является достаточно логичным ответом, в свете того, что именно метапредметные компетенции, а именно, их высокий уровень и позволил бы обучающимся не выбирать подобный ответ, так как мета-навыки и отвечают за умение быть деятельным, самостоятельным и продуктивным в процессе обучения и самообучения; на вопрос 4 – «Какой способ может лучше справиться со сложившейся проблемой неразвитости метапредметных компетенций?» практически все обучающиеся дали ответ, что все вышеперечисленное примерно в равной степени важно для решения указанной проблемы, ответ – г) составил 77,5 %.

Подводя итог, по результатам опроса среди школьников, мы можем наблюдать определенные закономерности. Практически все старшеклассники понимают важность и нужно метапредметных компетенций, несколько большая часть обучающихся считает приоритетными именно метапредметные навыки, по сравнению с предметными, но стоит отметить высокий показатель ответов за незначительный перевес в сторону предметных знаний. Эти результаты являются показательными в том числе, что учащиеся понимают, что именно предметный уровень знаний будет у них оцениваться с помощью ЕГЭ, поэтому достаточно большая часть учеников обозначает приоритет предметности, так как подавляющая часть выпускников собирается идти учится в высшие учебные заведения, где набор ведется в основном по результатам баллов ЕГЭ. Также стоит отметить, то, что практически все опрошенные осознают серьёзность проблемы невысокого развития мета-навыков, поэтому выступают за комплексный подход в нивелировании данной сложившейся ситуации, а также 1/3 от общего числа опрошенных, осознают проблему по несформированность метапредметных компетенций лично. Следующий рисунок будет представлять гистограмму ответов родителей на указанные выше вопросы.

 

 

 

Данный рисунок иллюстрирует ответов родителей на вышеуказанные вопросы (Рис. 2. Ответы родителей.) На основании этого могут быть выделены следующие результаты: на вопрос 1 – «Как вы считаете, в современном школьном образовании важен ли высокий уровень сформированности метапредметных компетенций?» 98% родителей ответила, что метапредметные компетенции в современном школьном образовании важны, в разной степени, лишь 1 человек выразил мнение, что метапредметные умение не нужно вовсе; на вопрос 2 – «Оцените приемлемое соотношение важности между предметным и метапредметным уровнем компетенций в школьном образовании» мнения между опрошенными разделились, но большая часть родителей ответила в пользу доминирования метапредметного уровня над предметным, подобную позицию поддержало около 53%; на вопрос 3 – «В чем вы видите основную проблему неразвитости метапредметных компетенций у современных старшеклассников?» Равные позиции набрали ответы а – концентрация школьной программы на сдачу ЕГЭ и б – недостаточная квалификация учителей, по 37% набрал каждый из этих ответов; на вопрос 4 – «Какой способ может лучше справиться со сложившейся проблемой неразвитости метапредметных компетенций?» Половина опрошенных родителей сказала, что необходимо внедрять новые методики в образовательную программу, направленную именно на формирование и развитие мета-навыков, но также серьёзная доля опрошенных, 1/3 от общего числа выразила единодушие по поводу проблемы переподготовки педагогического состава, способного на проведение подобных уроков.

Подводя итог опроса родителей, а также корреляцию между ответами обучающихся и их родителей, мы можем сделать следующие выводы:

-  Практически все обучающиеся и их родители осознают важность и нужность метапредметных компетенций в школьной образовательной программе;

- По мнению родителей мета-навыки более актуальны и востребованы, чем предметные знания, при этом родители ссылаются на реальную жизнь и свой богатый жизненный опыт, обучающиеся же выделяют существенную значимость предметных знаний, как необходимость для успешной сдачи ЕГЭ;

- Обучающиеся осознают, что одной из основных проблем в их учебной неуспешности являются не сформированные метапредметные компетенции, родители же полагают, что существенная доля вины возлагается на недостаточную подготовку педагогов, которые были бы способны проводить уроки, в рамках системно-деятельностного подхода. Но солидарность во мнениях обоих групп достигается по поводу неудовлетворенности ситуацией, в которой вся учебная программа, особенно в старшей школе сосредотачивается вокруг успешной сдачи ГИА, отсюда и сформирована проблема перекоса программы в сторону формирования предметных знаний;

- По данным социологического опроса. дети, в рамках возможного решения сложившегося противоречия, выступают за комплексный подход, также уделяя внимание ответу с исключением обязательного ЕГЭ, как выпускного школьного экзамена. Родители, считают что данную проблему возможно успешно решить, если качественно подготовить учителей в рамках работы по ФГОС, с обязательным введение методик в урочную систему, позволяющих решить проблему недостаточной сформированности и развитости метапредметных компетенций.

Заключение

В заключении необходимо еще раз отметить важность проблемы формирования и развития метапредметных компетенций, как основы любой практико-направленной деятельности. Которая является структурным компонентом развитости гармоничной личности, о чем нам говорят основные нормативные документы в сфере образования. Именно мета-навыки будут пригодны обучающемуся в его реализации конкретных планов и идей в жизни. Метапредметная компетенции реализуются как в практической жизни, так и научной, теоретической, без которых невозможно изучение отдельных предметов, поскольку мета-навыки – это инструменты для познания и осознания. По мнению автора, были сформулированы возможные причины проявления такой проблемы, а также возможные пути её разрешения. Основной, но не единственной проблемой обозначена ориентация образования на предметные компетенции, из-за сосредоточенности всей школьной практики на подготовке к единому государственному экзамену. Также были представлены возможные пути решения сложившейся сложной тенденции, когда реальная жизнь, в том числе профессиональная, не находится в прямой корреляции с академическим школьным образованием.

Также стоит отметить, что весомых достижений в области развития качества школьного обучения, особенно в вопросах формирования и развития метапредметности, достигла немецкая общая педагогика. На которую нам следует обратить внимание и проанализировать опыт зарубежных коллег, для улучшения отечественной образовательной системы. В статье немецких авторов «Обучение на основе запросов и предпосылки его использования для науке в школе: метаанализ» [2], подготовленной дрезденским техническим университетом, предлагается действующая методика работы педагога в школе. Последовательность обучения при обучении на «основе запроса» отличается от традиционных уроков. Этот стиль обучения включает в себя: разработку вопросов и гипотез, выбор и применение методов, изучение и представление результатов учениками. Учащиеся автономно работают в междисциплинарном проекте, потому что им приходится комбинировать разные предметы. Поскольку существуют различия в приобретении навыков, рекомендуется анализировать результаты для учащихся основной и средней школы отдельно. В данном методе основной педагогической целью является формирование и развитие внутренних познавательных мотивов, с которыми авторы связывают академическую успешность обучающихся. Также делается акцент на том, что данный метод не является аналогом проектного обучения, это скорее «предварительная стадия научной работы» [2]. В процессе деятельности ученик должен постоянно анализировать и рефлексировать свою деятельность, а также проводить научные эксперименты для подтверждения своих гипотез, которые он создает с помощью педагогов. Сами авторы описывают основную деятельность обучающегося, как самостоятельную, с целью сбора и обязательного обсуждения результатов как с учителем, так и с другими учениками, а также проведения реальных и виртуальных (с помощью специальных компьютерных программ) экспериментов. Такая система носит междисциплинарный характер, обучающиеся выбирают темы из нескольких разделов, комплексов «близких» учебных предметов: естествознание, творчество, гуманитарный блок и филологический; что по своей сути, ориентирует учебный процесс на приобретение и усвоение мета-навыков.

Как работники сферы образования, мы не можем не учитывать мнения «клиента», в нашем случае это дети и их родители, которые также озабочены проблемами современного образования, безусловно для всех нас, участников образовательного процесса – все это является крайне актуальным. Старшеклассники и их родители осознают и понимают важность мета-навыков в настоящей жизни, и надеяться, что общими усилиями мы сможем добиться более высоких результатов в контексте сформированности и развитости метапредметных компетенций.

Литература

  1. Giannini, S., Jenkinsand, R., Saavedra, J. Mission: Recovering Education 2021, Worldeducationblog.  [Электронный ресурс]. URL: https://gemreportunesco.wordpress.com/2021/03/30/mission-recovering-education-2021/ (Дата обращение: 08.08.2021).
  2. Heindl, M. Inquiry-basedlearningandthepre-requisiteforitsuseinscienceatschool: A meta-analysis // Journal of pedagogical research. – 2019. – vol.3, issue 2. – P. 181-191.
  3. Lillard, A. Evaluating Montessori Education // SCIENCE.  – 2006. – vol. 313 29. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/6785327_Evaluating_Montessori_Education (Дата обращения 29.07.2021).
  4. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2008. – 151 с.
  5. Бацунов, С.Н., Дереча, И.И., Кунгурова, И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 198-206.
  6. Гижицкий, В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: диссертация кандидата педагог. наук. Москва, 2016. 200 с.
  7. Зарецкий, В.К. Использование рефлексии в практике организации решения проAблем. – В кн:  Чтения памяти Г.П.Щедровицкого,  2004-2005  гг.  / Сост. В.В. Никитаев. – М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». 2006. С. 305-320.
  8. Зарецкий, В.К., Зарецкий, В.Ю. Опыт оказания психолого-педагогического помощи средствами рефлексивно-деятельностного подход: случай Дениса Г // Консультативная психология и психотерапия. – № 2. – 2015 – С. 142-156.
  9. Ковалева, Г.С. В каком направлении развивается российская система общего образования. Центр оценки качества образования ИСРО РАО; OECD, 2018b.
  10. Колмакова, В.И. Формы внеурочных занятий направленных на развитие метапредметных компетенций учащихся. [Электронный ресурс]. URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html (Дата обращения: 30.03.2021).
  11. Краткий отчет по результатам исследования PISA-2018. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/PISA2018%D0%A0%D0%A4_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.pdf (Дата обращения: 31.03.2021).
  12. Латышко, Н.А. О результатах работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова // Нач. школа. –№ 4. – 1999 –С. 48-52.
  13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: «Просвещение», 1983. – С. 69-87.
  14. Николаева, А.Д., Маркова, О.И. Метапредметные компетенции как педагогическая категория // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (Дата обращения: 10.08.2021).
  15. Поташник, М.М., Левит, М.В., Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2014. – 320 с.
  16. Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегиях развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425(Дата обращения: 30.03.2021).
  17. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – С. 58-64.
  18. Хуторской, А.В.Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование – № 4. – 2013 – С. 157-171.
  19. Цукерман, Г.А., Вегнер, А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования. – МГППУ: «Психологический журнал», 2010. – С. 77-90.

 

original article

The problem of the formation and development of metasubject competencies

Nikita O. Kim

History teacher MAOU "Gymnasium № 42", Russia, Kemerovo region - Kuzbass, Kemerovo, st. Scheglovskaya, 2; https://orcid.org/0000-0003-3925-5855; e-mail: kim.nikita93@gmail.com; phone: +79914363400.

Abstract: This article presents the problem of the formation and development of metasubject competencies in modern school education. The subject of this research is the formation and development of metasubject competences in basic and secondary schools. The purpose of the article is to analyze the current situation of insufficient formation of metasubject competencies in senior schoolchildren. The main methods of scientific research in the theoretical plane were analysis and synthesis, in the practical field - observation and sociological survey. The work will present the reasons for the qualitatively low formation of the metasubject competence of modern schoolchildren, and will give recommendations for leveling this situation. This study will outline the concepts of hard and soft skills, and their relationship with metasubject competencies. There will also be presented empirical data from a sociological survey of high school students and their parents on the problem of the formation of meta-subject skills, data will be correlated and analyzed. This analysis showed the expected results that all participants in the educational process understand the importance of meta-specific competencies, and also realize that in modern realities, these skills are not sufficiently developed. This study may be useful for school professionals.

Keywords: meta competence, UUD, soft and hard skills, modern school, meta-skills, meta-subject results, GIA.

References

1. Giannini, S., Jenkinsand, R., Saavedra, J. Mission: Recovering Education 2021, Worldeducationblog. [Electronic resource]. URL: https://gemreportunesco.wordpress.com/2021/03/30/mission-recovering-education-2021/ (Date accessed: 08.08. (In Eng.)

2. Heindl, M. Inquiry-based learning and the pre-requisiteforitsuseinscienceatschool: A meta-analysis // Journal of pedagogical research. - 2019. - vol. 3, issue 2. - P. 181-191. (In Eng.)

3. Lillard, A. Evaluating Montessori Education // SCIENCE. - 2006. - vol. 313 29. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/6785327_Evaluating_Montessori_Education (Date of treatment 07/29/2021). (In Eng.)

4. Asmolov, A.G., Burmenskaya, G.V., Volodarskaya, I.A. How to design universal educational actions in primary school: from action to thought: a guide for teachers / ed. A.G. Asmolova. - M .: "Education", 2008. - 151 p. (In Russ.)

5. Batsunov, S.N., Derecha, I.I., Kungurova, I.M., Slizkova E.V. Modern determinants of soft skills development // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2018. - No. 4 (April). - S. 198-206. (In Russ.)

6. Gizhytsky, V.V. Internal and external motives of educational activity as factors of academic success of senior pupils: the dissertation of the candidate teacher. sciences. Moscow, 2016.200 p. (In Russ.)

7. Zaretsky, V.K. Using reflection in the practice of organizing problem solving. - In the book: Readings in memory of G.P. Shchedrovitsky, 2004-2005. / Comp. V.V. Nikitaev. - M .: Foundation "Institute for Development named after G.P. Shchedrovitsky ". 2006.S. 305-320. (In Russ.)

8. Zaretsky, V.K., Zaretsky, V.Yu. The experience of providing psychological and pedagogical assistance by means of a reflexive-activity approach: the case of Denis G. // Consultative psychology and psychotherapy. - No. 2. - 2015 - S. 142-156. (In Russ.)

9. Kovaleva, G.S. In what direction is the Russian general education system developing? Center for Assessment of the Quality of Education ISRO RAO; OECD, 2018b. (In Russ.)

10. Kolmakov, V.I. Forms of extracurricular activities aimed at the development of metasubject competencies of students. [Electronic resource]. URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html (Date of access: 03/30/2021). (In Russ.)

11. Brief report on the results of the PISA-2018 study. [Electronic resource]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/PISA2018%D0%A0%D0%A4_%D0%9A%D1%80%D0%B0 % D1% 82% D0% BA% D0% B8% D0% B9% 20% D0% BE% D1% 82% D1% 87% D0% B5% D1% 82.pdf (Date of access: 31.03.2021). (In Russ.)

12. Latyshko, N.A. About the results of work on the system of developmental education L.V. Zankova // Beginning. school. –№ 4. - 1999 –С. 48-52. (In Russ.)

13. Markova, A.K. Formation of motivation for learning at school age. - M .: "Education", 1983. - S. 69-87. (In Russ.)

14. Nikolaeva, A.D., Markova, O.I. Metasubject competences as a pedagogical category // Modern problems of science and education. - 2015. - No. 4. [Electronic resource] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (Date of access: 10.08.2021). (In Russ.)

15. Potashnik, MM, Levit, MV, How to help a teacher in mastering the Federal State Educational Standard. Toolkit. - M .: "Pedagogical Society of Russia", 2014. - 320 p. (In Russ.)

16. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 "On national goals and development strategies of the Russian Federation for the period up to 2024". [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (Date of access: 03/30/2021). (In Russ.)

  1. 17. Khutorskoy, A.V. Key competencies and educational standards // Internet magazine "Eidos". - 2002 .-- April 23. pp. 58-64. (In Russ.)

18. Khutorskoy, A.V. Work with the meta-subject component of the new educational standard // Public education - № 4. - 2013 - pp. 157-171. (In Russ.)

19. Zuckerman, G.A., Wegner, A.L. Development of educational independence by means of school education. - MSUPE: "Psychological journal", 2010. - pp. 77-90. (In Russ.)

References

1. Khutorskoy A. V. Work with the metasubject component of the new educational standard. Practical aspect. Narodnoe obrazovanie, 2013, (4): 157-171. (In Russ.)

2. Potashnik M. M., Levit M. V. How to help a teacher in mastering the Federal State Educational Standard. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2014, 320. (In Russ.)

3. Batsunov S. N., Derecha I. I., Kungurova I. M., Slizkova E. V. Modern determinants of the soft skills development. Koncept, 2018, (4): 12-21. (In Russ.) https://doi.org/10.24422/MCITO.2018.4.12367

4. Gizhytskii V. V. Internal and external motives of educational activity as factors of academic success of senior pupils. Cand. Psychol. Sci. Diss. Moscow, 2016, 200. (In Russ.)

5. Zaretsky V. K. The use of reflection in the practice of organizing problem solving. G. P. Shchedrovitsky Conference, 2004-2005: Proceedings, comp. Nikitaev V. V. Moscow: Fond "In-t razvitiia im. G. P. Shchedrovitskogo", 2006, 305-320. (In Russ.)

6. Kolmakova V. I. Forms of extracurricular activities aimed at the development of metasubject competencies of students, 1 Oct 2012. Available at: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html (accessed 30 Mar 2021). (In Russ.)

7. Latyshko N. A. The results of application of L. V. Zankov’s system of developmental education. Nachalnaia shkola, 1999, (4): 48-52. (In Russ.)

8. Nikolaeva A. D., Markova O. I. Metasubject competence as educational category. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, (4). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (accessed 10 Aug 2021). (In Russ.)

9. Markova A. K. Formation of teaching motivation at school age. Moscow: Prosveshchenie, 1983, 96. (In Russ.)

10. How to design universal educational actions in elementary school: from action to thought, ed. Asmolov A. G. Moscow: Prosveshchenie, 2008, 151. (In Russ.)

11. Shekhovtsova L. D., Prokofiev I. V., Markova R. I., Molchanova E. A. Metasubject universal skills. Molodoi uchenyi, 2017, (42): 185-187. (In Russ.)

12. Nasyrova D. M., Ochilova M. R., Kadyrova Z. B. Problem method as an active method. World Ecology Journal, 2014, 4(6): 38-42. (In Russ.)

13. Zuckerman G. A., Venger A. L. Development of learning autonomy by the means of school education. Psihologicheskaia nauka i obrazovanie, 2010, (4): 77-90. (In Russ.)

14. Khutorskoy A. V. Key competencies and educational standards. Eidos, 2002, (2): 58-64. (In Russ.)

15. Gurova A. V. The problem of motivation in the educational activities of high school students. Student scientific forum - 2015: VII Intern. student electronic Sci. Conf., Saratov, 15 Feb - 31 Mar 2015. Saratov: Akademiia Estestvoznaniia. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012036 (accessed 2 Oct 2021). (In Russ.)

16. Lillard A., Else-Quest N. Evaluating Montessori education. Science, 2006, 313(5795): 1893-1894. https://doi.org/10.1126/science.1132362

17. Shakirova D. M. Formation of critical thinking in pupils and students: model and technology. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo, 2006, 9(4): 284-292. (In Russ.)

18. Zair-Bek S. I., Mushtavinskaya I. V. Development of critical thinking in the classroom, 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie, 2011, 223. (In Russ.)

19. Zaretskii V. K., Zaretskii Y. V. Practice of psychological and pedagogical help by the resources of reflective-activity approach: case of Denis G. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2015, (2): 142-156. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2015230209

20. Redinova A. A. Forming of meta-subject skills: the typology of exercises. Prepodavatel XXI vek, 2018, (1-1): 189-197. (In Russ.)

21. Aslanova N. F. Development of personality. Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta, 2017, (2): 247-254. (In Russ.)

22. Rubtsov V. V., Vysotskaya E. V., Zak A. Z., Ulanovskaya I. M., Yanishevskaya M. A. The dynamics of meta-subject educational results in primary school at the stage of transition to secondary school. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 2019, 16(3): 511-528. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-3-511-528

23. Heindl M. Inquiry-based learning and the pre-requisite for its use in science at school: a meta-analysis. Journal of Pedagogical Research, 2019, 3(2): 52-61. https://doi.org/10.33902/JPR.2019254160


Login or Create
* Forgot password?