Moscow, Moscow, Russian Federation
Moscow, Moscow, Russian Federation
Strategic planning is one of the most important functions of strategic management. The state uses different strategic planning tools when developing and implementing strategies. China boasts one of the most effective best practices in strategizing, which can be expanded to other countries. This review covers the main approaches to strategic planning in China. The methodology relied on the theory of strategy and methodology of strategizing developed by Vladimir L. Kvint, Dr.Sc.(Econ.), foreign member of the Russian Academy of Sciences. The Chinese system of strategic planning takes into account the latest achievements of strategizing, including Dr. Kvint’s ideas. Its longterm, medium-term, and short-term development is compiled by the Academy of Sciences, research centers of the State Council, and the Committee for Development and Reform. Chinese regional development strategies are based on the modern global trends. However, the regions evaluate their own resources and development rates, as well as use estimates from various central and regional departments. The policy differs from region to region, depending on both objective factors, e.g., geography, and various subjective features. Large investments in R&D are a necessary part of innovation-driven strategy, but they not always ensure high innovation performance. In fact, Chinese R&D needs more attention to provide innovative development. The regional economic structure fails as a result of unbalanced regional development. Eastern China has better science and technology than the less developed Central, Western, and North-Eastern regions. However, the high population density and the close interregional collaboration compensate for the uneven development for the country, as well as provide a centralized management of economic growth and distributed research infrastructure. Conclusion. The experience of strategic planning in China can serve as a role model for other countries. The prolonged strategic interests, goals, and objectives increase the effectiveness and motivation. In addition, China is constantly developing the field of strategizing theory, methodology, and practice, thus increasing its scientific and innovative potential.
strategic planning, strategizing, economic development of China, Chinese strategy
ВВЕДЕНИЕ
1 Белоусов Р. А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М.: Мысль, 1987. 428 с.
2 Енэмура М., Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании экономики // Вопросы экономики. 1992. № 11. С. 82–92.
3 Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI века. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. 744 с.
4 Бродская И. А. Уроки французских индикативных планов (к разработке российской концепции макроэкономического планирования) //
Экономические науки. 2014. № 116. С. 7–14.
5 Научно-технические программы в США – что определяет успех? Рассказывает директор Института проблемных исследований РАЕН
Л. Ю. Бочаров // Электроника: наука, технология, бизнес. 2009. Т. 96. № 6. С. 16–23.
Стратегическое планирование является одной
из важнейших функций стратегического управле-
ния, т. е. управления стратегированием, включаю-
щего профессиональную деятельность по формиро-
ванию, разработке и контролю за ходом реализации
стратегии. Система государственного стратеги-
ческого планирования формировалась в разных
странах с учетом их исторического опыта и про-
блем развития. В СССР был реализован механизм
директивного планирования: принятые планы при-
обретали статус законов, но в ходе их подготовки
учитывалось мнение экспертов и «встречные пла-
ны», выдвигаемые на местах1. Капиталистические
Япония и Южная Корея несколько десятилетий
использовали опыт советских «пятилеток» в пла-
нировании в период осуществлявшегося в этих
странах «мобилизационного рывка»2,3. Аналогичная
ситуация имела место в послевоенной Франции4.
После выхода экономики этих стран на уровень
развитых получила развитие система более дол-
госрочного и «мягкого» планирования. В США
система стратегического планирования децентра-
лизована. В национальном развитии преобладают
среднесрочные планы и программы, часто увя-
занные с длительностью президентского срока.
Однако программы научно-технического развития
имеют долгосрочный стратегический характер
и редко затрагиваются политическими переменами
при смене президента5.
295
Ван Юйшань и др. Стратегическое планирование экономического...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303
2022. Vol 2. No 3
Значительный вклад в разработку современ-
ной методологии стратегического планирова-
ния (в основном на уровне организаций) внесли
представители отечественной управленческой
науки, прежде всего академик О. С. Виханский6.
Стратегические предложения по развитию эко-
номики знаний в России системно разрабаты-
вает академик С. Ю. Глазьев7. Наиболее уни-
версальную и комплексную систему взглядов
на стратегирование национального, региональ-
ного и отраслевого развития в их взаимосвя-
зи предлагает теория стратегии и методология
стратегирования Иностранного члена РАН, ака-
демика В. Л. Квинта8. В ее основе находится
выявление ценностей и интересов объекта стра-
тегирования, что позволяет максимально эффек-
тивно определить стратегические приоритеты
развития. Академик В. В. Окрепилов в своих
трудах в соавторстве с В. Л. Квинтом отмеча-
ет важность при современном стратегировании
ориентации на повышение качества жизни насе-
ления9. Академик А. Г. Аганбегян, исследуя при-
роду экономики знаний в России, подчеркивает
важность развития человеческого капитала10.
Академик В. Л. Макаров, изучая экономические
процессы, выявляет важность применения такой
группы показателей, как наукометрия, а также
(применительно к разработке инновационных
стратегий развития регионов России) математи-
ческого моделирования с учетом интеллектуаль-
6 Виханский О. С. К вопросу о смене парадигмы управления бизнесом // Менеджмент: век XXI / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова.
М.: Инфра-М, 2015. С. 17–36.
7 Глазьев С. Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения
на 2013–2014 гг.) // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 3–37.
8 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
9 Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Сравнение роли качества жизни и ценностей в стратегии развития стран с формирующимся рынком и Запада //
Инновации. 2014. Т. 191. № 9. С. 41–51.
10 Аганбегян А. Г. Человеческий капитал и его главная составляющая – сфера «экономики знаний» как основной источник социально-
экономического роста // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 3. С. 66–79.
11 Макаров В. Л. Анализ и оценки возможностей инновационного развития России в работах экономистов на конкурсе РГНФ 2010 года //
Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. Т. 59. № 2. С. 39–41.
12 Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Л. Макаров [и др.] // Форсайт. 2016. Т. 10. № 3.
С. 76–90. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90
13 Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния
и качества жизни населения / В. Л. Макаров [и др.] // Экономика региона. 2014. Т. 40. № 4. С. 9–30.
14 Некипелов А. Д. Роль стратегического планирования социально-экономического развития в обеспечении национальной безопасности //
Вестник Совета безопасности Российской Федерации. 2017. Т. 49. № 2. С. 162–173.
15 Не Юнъю. Стать лидером – внутренняя логика экономической стратегии Китая. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. 238 с.
ного капитала регионов и готовности населения
к инновациям11,12,13. Академик А. Д. Некипелов
в своих трудах рассматривает связь стратегиче-
ского планирования с обеспечением националь-
ной безопасности14. Декан Школы экономики
Шанхайского университета Не Юнъю исследу-
ет роль стратегического лидерства в разработке
и реализации стратегий15.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования стали успешные прак-
тики реализации стратегического планирова-
ния в Китае. Статья написана в соответствии
с теорией стратегии и методологией стратеги-
рования Иностранного члена РАН, академика
В. Л. Квинта.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Китайская система стратегического планирова-
ния учитывает новейшие стратегические разра-
ботки, в том числе теорию стратегии В. Л. Квинта,
полагаясь на успешный опыт передовых стран.
Действующая система стратегического плани-
рования в КНР учитывает долго-, средне- и кра-
ткосрочное развитие и составляется с помощью
экспертов Академии наук, исследовательских
центров Госсовета и Комитета по делам развития
и реформ КНР. Стратегии регионального разви-
тия учитывают особенности современных миро-
вых тенденций, оценивают собственные ресурсы
296
Wang Y et al. Strategic Planning of China’s...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303
2022. Том 2. № 3
и темпы развития и используют оценки различ-
ных центральных и региональных ведомств.
Одним из факторов смены парадигмы регио-
нального развития Китая в конце XX века ста-
ли концепция полюсов роста А. Хиршмана
и идеи распространения и обратного потока
Г. Мюрдаля16. Руководство и экспертное сооб-
щество страны убедилось в необходимости
упора на эффективность, а не на равенство.
Концентрация ресурсов и капитала в оптималь-
ных точках лучше их децентрализации и рас-
пределения в убыточных регионах, что приво-
дит к сдерживанию экономического развития17.
Указанные различия требуют разработки инве-
стиционных программ развития для каждой
области в соответствии с ее обеспеченностью
ресурсами и экологическим потенциалом, а так-
же стадией ее развития, избегая равномерного
распределения.
После выдвижения Китаем в 1999 г. Стратегии
развития Запада западные регионы страны доби-
лись прогресса. С 2012 г. среднегодовые темпы
роста ВВП в западных регионах составляли
8,9 %, что на 1,8 % пункта выше, чем темпы
роста в стране. Это свидетельствует о постоянно
сокращающемся разрыве в развитии между вос-
током и западом страны. Данные Национального
бюро статистики показали, что с 2012 г. 41,7 млн
человек в западном регионе вышли из бедности,
а в 2018 г. доля бедных в сельской местности упа-
ла с 17,6 до 3,2 %. Как сообщает China Securities
Journal, вскоре должны быть запущены новые
руководящие принципы по продвижению разви-
тия западных регионов в новую эпоху, в которых
больше внимания будет уделено охране окружа-
ющей среды и реализации инициативы «Один
пояс, один путь».
Были предприняты усилия по оживлению
северо-восточного региона страны, старой про-
мышленной базы, которая зависит от тяжелой
16 Песцов С. К. Управление региональным развитием: опыт Китая // Фундаментальные исследования. 2019. № 10. С. 57–63.
17 Fan C. C. Uneven development and beyond: Regional development theory in post-Mao China // International Journal of Urban and Regional Research.
1997. Vol. 21. № 4. P. 620–639. https://doi.org/10.1111/1468-2427.00105
18 Опубликован китайский каталог отраслей для привлечения иностранных инвестиций за 2020 год – China Legal News. URL: https://
ru.chinajusticeobserver.com/a/china-s-2020-catalogue-of-industries-for-encouraged-foreign-investment-released (дата обращения: 01.07.2022).
и химической промышленности, энергоресурсов,
сырья и большого количества государственных
предприятий. Центральное правительство при-
няло меры, направленные на эффективное управ-
ление и производственные сдвиги, для помощи
отстающим в развитии регионам.
Внешняя торговля в регионах также развивается
высокими темпами. В 2018 г. объем импорта и
экспорта в северо-восточных регионах достиг
$179,2 млрд, увеличившись в 3,1 раза по сравне-
нию с 2013 г., т. е. годовой темп роста составил
10,8 %. Чтобы еще больше повысить жизнеспо-
собность западных и северо-восточных регио-
нов, Китай поощряет иностранные инвестиции,
выпустив новый каталог выгодных отраслей
для их направления в эти районы18.
Политика в отношении каждого региона отли-
чается и определяется как объективными (геогра-
фия), так и субъективными факторами. Крупные
инвестиции в НИОКР, хотя и необходимы для
реализации стратегии, основанной на иннова-
циях, не всегда обеспечивают их высокую эффек-
тивность и не могут гарантировать успех в ин-
новациях. Больше внимания следует уделять
повышению эффективности НИОКР для уве-
личения эффективности инноваций. Регио-
нальная экономическая структура оказывает
негативное влияние, указывая на несбалан-
сированное региональное развитие в Китае.
Восточная часть регионов страны распо-
лагает лучшим инновационным и научно-
технологическим заделом, чем менее развитые
регионы Центральной, Западной и Северо-
Восточной частей. Высокая плотность населе-
ния КНР и растущая связность территорий не
формируют для страны крупных проблем не-
равномерности развития и позволяют системно
и централизованно управлять экономическим
развитием и формированием распределенной
исследовательской инфраструктуры.
297
Ван Юйшань и др. Стратегическое планирование экономического...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303
2022. Vol 2. No 3
В 2014 г. страна инициировала ключевую стра-
тегию регионального кластера городов под назва-
нием «Цзин-цзинь-цзи» по координации разви-
тия Пекина, соседнего с ним портового города
Тяньцзинь и провинции Хэбэй. Важной зада-
чей стратегии «Цзин-цзинь-цзи» является пере-
мещение из Пекина отдельных предприятий,
комплексов, центров и т. д. для решения го-
родских проблем, таких как пробки на доро-
гах и загрязнение окружающей среды в китай-
ской столице. По данным Национального бюро
статистики, за последние пять лет в Пекине
были перемещены 2648 производственных пред-
приятий, 581 рынок и 106 логистических цент-
ров. Годовые темпы роста располагаемого
дохода на душу населения жителей Пекина,
Тяньцзиня и Хэбэя составили 8,8, 8,2 и 8,9 %
соответственно19. В качестве дополнительного
стимула для развития Хэбэя страна объявила о соз-
дании в 2017 г. нового района Сюнган, который
находится в 100 км к юго-западу от Пекина
и охватывает три округа в Хэбэе. Объявленный
китайским «городом будущего» Сюнган был
спроектирован так, чтобы стать зоной инноваций,
цифровым городом, синхронизированным с обыч-
ным аналогом, а также жилым и благоприятным
для бизнеса районом20.
В то время как стратегия скоординирован-
ного развития Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй
предложила миру способ решения городских
проблем, строительство экономического пояса
реки Янцзы показало пример экологичного раз-
вития. Охватывая 11 провинциальных регионов
Китая, экономический пояс реки Янцзы зани-
мает примерно пятую часть территории Китая и
19 National Bureau of Statistics of China. URL: https://www.stats.gov.cn/english (дата обращения: 12.07.2021).
20 Construction in full swing to build China’s “city of the future”, Xiongan. URL: https://www.scmp.com/video/china/3128446/construction-full-swingbuild-
chinas-city-future-xiongan (дата обращения: 12.07.2021).
21 Экономический пояс реки Янцзы – источник энергии для высококачественного развития Китая. URL: https://tass.ru/press-relizy/10019955 (дата
обращения: 12.07.2021).
22 President Xi calls for building ‘green, healthy, intelligent and peaceful’ Silk Road. URL: https://www.scio.gov.cn/32618/Document/1481477/1481477.
htm (дата обращения: 12.07.2021).
23 National Bureau of Statistics…
24 Outline of the National Innovation-Driven Development Strategy Issued by the CPC Central Committee and the State Council. URL: https://www.
xinhuanet.com/politics/2016-05/19/c_1118898033.htm (дата обращения: 12.07.2021).
25 Глобальный инновационный индекс 2016 г.: в рейтингах лидируют Швейцария, Швеция, Соединенное Королевство, США, Финляндия, Сингапур;
в число 25 ведущих стран вошел Китай. URL: https://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2016/article_0008.html (дата обращения: 12.07.2021).
обеспечивает более 40 % ВВП страны21. В 2016 г.
Китай принял план развития экономичес-
кого пояса, в котором подчеркивается приори-
тет сохранения окружающей среды и зеленого
развития22. По данным Национального бюро ста-
тистики, в 2018 г. 77,2 % участков поверхност-
ных вод в экономическом поясе реки Янцзы
были хорошего качества, что на 10,2 % пункта
выше, чем в 2015 г.23. Улучшение экологии про-
изошло вместе с экономическим ростом, движи-
мым экологически чистыми отраслями, которые
становятся все более важными для будущего раз-
вития страны.
В 2016 г. в стране утвержден «Национальный
стратегический план инновационного развития»,
определяющий основные цели развития науки, тех-
нологий и инноваций на средне- и долгосрочную
перспективу24. Приоритетные направления раз-
вития, перечисленные в этих стратегиях и планах,
совпадают с важными направлениями научных
исследований и разработок в Китае. В рейтин-
ге на основе глобального индекса инноваций,
проведенном Всемирной организацией интел-
лектуальной собственности в 2016 г., КНР
вошла в число 25 самых инновационных стран
мира25. В рамках Национального стратегичес-
кого плана инновационное развитие пред-
ставляет собой синтез таких инноваций, как
институциональные, управленческие, бизнес-мо-
дели и культурные, являющиеся ядром научно-
технических инноваций.
В 2018 г. в 17 городах Китая созданы демонст-
рационные базы инновационных стартапов, уни-
верситетские демонстрационные базы инно-
ваций и корпоративных инноваций, а также
298
Wang Y et al. Strategic Planning of China’s...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303
2022. Том 2. № 3
определены модели развития в соответствии
с условиями, сложившимися в регионах.
Новый тип урбанизации способствует росту
экономического пояса. Из всех 248 пилотных
районов новой урбанизации по всей стране
81 район расположен в экономическом поясе
реки Янцзы. В октябре 2018 г. для движения
был открыт мост Гонконг – Чжухай – Макао
протяженностью 55 км. В результате этого время
в пути между Гонконгом и Чжухаем сократилось
с 3-х часов до 45 минут, что еще больше инте-
грировало города в дельте Жемчужной реки.
Мост, облегчающий взаимообмен между тремя
районами, является модельным проектом райо-
на Большого залива Гуандун – Гонконг – Макао.
В феврале 2019 г. Китай опубликовал Общий план
развития района Большого залива, цель которого –
превратить этот регион в «образец для подража-
ния высококачественного развития»26. По состо-
янию на 2018 г. 6 гонконгских колледжей основа-
ли 72 научно-исследовательских учреждения в
Шэньчжэне, а Гуандун и Гонконг совместно
субсидировали 151 инновационную программу.
Стремясь стимулировать более широкий рост,
китайские власти реализовали различные це-
левые стратегии развития.
Коммунистическая партия Китая стремится
сочетать социалистическую систему с системой
рыночной экономики и «играет стратегически
ориентированную роль в планировании нацио-
нального развития»27.
В последние десятилетия экономист Лю Гогуан
выдвинул и объяснил «закон распланирован-
ного и пропорционального развития». Дан-
ный закон состоит из двух частей: закона про-
порциональности и закона планирования, ко-
торые связаны между собой28.
В первые десятилетия своего развития КНР
училась у Советского Союза социалистичес-
26 Китай обнародовал тезисы плана развития региона «Большого залива» Гуандун – Сянган – Аомэнь. URL: https://news.rambler.ru/asia/41742115/?utm
(дата обращения: 12.07.2021).
27 Си Цзиньпин. Победа во всестороннем построении среднезажиточного общества приведет к великой победе социализма с китайской
спецификой в новую эпоху.
28 Лю Гогуан. О роли правительства и рынка в распределении ресурсов.
29 我国亮出建设现代化经济体系“路线图”. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2018-02/01/content_5263002.htm (дата обращения: 12.07.2021).
кому строительству. Современная научно-инно-
вационная система Китая ориентируется на опыт
СССР (ведущая роль национальной академии
наук, ориентация на решение конкретных об-
щегосударственных, региональных и экономи-
ческих задач) и является прямым результатом
его творческого развития. В начале 1980-х в ка-
честве базовой модели дальнейшего роста была
взята венгерская модель социализма, которая
преобразовалась в китайскую модель плановой
рыночной экономики, курс на которую был
взят в 1984 г. на III Пленуме КПК. Она пред-
полагала расширение общественной собствен-
ности и снижение директивности планирования
и уровня ценового регулирования государством,
а также самостоятельность предприятий. Китай
изучил и использовал опыт развитых стран
и сделал свой рынок более либеральным, но
без применения «принципа невмешательства».
В своей речи от 30 января 2018 г. Си Цзиньпин
разъяснил содержание и базовые рамки совре-
менной экономической системы, включая
концепцию «шесть систем, один строй»29.
Четкость и афористичность формулировок це-
лей, долгосрочность стратегий и единство го-
сударственного аппарата, науки и общества
в их достижении являются отличительными чер-
тами китайской системы стратегического пла-
нирования. Основное свойство системы – это
успешность в достижении обозначенных целей
на всех этапах развития в последние 40 лет.
Однако постепенное исчерпание возможностей
для быстрого роста является одной из проб-
лем развития экономики КНР, которую руко-
водство осознает в условиях начавшегося
мирового политического и очередной волны эко-
номического кризисов. Поэтому вопрос об
эффективности стратегий и систем стратеги-
ческого планирования представляется важным.
299
Ван Юйшань и др. Стратегическое планирование экономического...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303
2022. Vol 2. No 3
Нельзя не отметить более высокий уровень
взаимной интеграции стратегической деятель-
ности госуправления, науки и общества в
Китае, являющийся отражением консолидации
общества в достижении целей развития, что
является преимуществом КНР.
Как указывает В. Л. Квинт, необходима согласо-
ванность стратегических приоритетов всех
уровней – от глобального до местного. Регио-
нальное звено национальных экономических
систем становится наиболее сложным для стра-
тегирования, поскольку на данном уровне про-
цесс должен учитывать широкий набор фак-
торов, намерений, тенденций и обстоятельств
глобального, национального и локального уров-
ней, а также стратегии взаимодействующих
регионов. Мерилом качества региональных
стратегий выступает согласованность интересов
всех сторон «от глобальных до личных». При
ее недостатке или отсутствии происходят
социально-экономические дисбалансы, которые
могут вылиться (и выливаются) в политическую
плоскость30.
Ученые из Китая и западных стран раз-
деляют общую точку зрения на качественное
развитие, согласно которой разрушение ста-
рого экономического имульса и создание но-
вого может стимулировать дальнейший эко-
номический рост. Согласно статистическим ре-
зультатам Всемирного банка ослабление перво-
начальной движущей силы является основной при-
чиной замедления экономического роста страны
при переходе от среднего к высокому уровню
доходов, тогда как отмечается отсутствие новой
движущей силы31.
30 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими
приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900–909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
31 Growth slowdowns and the middle-income trap / S. Aiyar [et al.] // Japan and the World Economу. 2018. Vol. 48. P. 22–37. https://doi.org/10.1016/j.
japwor.2018.07.001
32 Gu S. The strategic thinking of promoting entrepreneurship and innovation to cultivate new driving forces and realize economic transformation //
International Journal of Software Science and Computational Intelligence. 2017. Vol. 12. P. 1–4.
33 Li Z. Accelerating the transformation of new and new kinetic energy and promoting economic transformation and upgrading // Leading Scientific
Forum. 2017. Vol. 18. P. 66–82.
34 Hong Y., Liu W., Song H. Spatial econometric analysis of effect of New economic momentum on China’s high-quality development // Research
in International Business and Finance. 2022. Vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2022.101621
На основе этого нового определения китайские
ученые провели исследования и представили пред-
ложения о том, как культивировать новый эконо-
мический импульс. Было показано, что массо-
вое предпринимательство и инновации являют-
ся новыми двигателями для поддержания ста-
бильного экономического роста, преобразования
и модернизации экономики32. Выявлено, что
развитие и расширение нового экономического
импульса, зависящего от технологических ин-
новаций, представлено «тремя двигателями»
со стороны предложения: институциональная
реформа, структурная оптимизация и модер-
низация факторов производства33. Данные иссле-
дования отражают смысл нового экономического
импульса в качественном развитии Китая.
Новый экономический импульс в инноваци-
онном развитии регионов КНР предполагает
технологические инновации, институциональ-
ные реформы, общую социально-экономическую
трансформацию и модернизацию, которые ока-
зывают как прямое, так и косвенное влияние на
эффективность регионального развития. Прямое
влияние технологических инноваций, преобра-
зований и модернизации сильнее, чем косвенное.
Однако в различных регионах прямые и косвенные
эффекты проявляются по-разному в зависимости
от свойств территории и ее социально-экономи-
ческих характеристик. Эта модернизация имеет
несколько политико-стратегических последствий
для правительства Китая в отношении транс-
формации нового и старого экономических им-
пульсов, глубокой оптимизации распределения
местных ресурсов и скоординированного и вы-
сококачественного развития региональных эко-
номик Китая34.
300
Wang Y et al. Strategic Planning of China’s...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303
2022. Том 2. № 3
ВЫВОДЫ
Китай – страна с продолжительным успешным
опытом реализации стратегического планиро-
вания. В стране сформирована эффективная
инфраструктура, соединяющая научные идеи с
производственными и политическими интере-
сами, направленными на долгосрочное эффек-
тивное развитие. Сокращение региональной
дифференциации повышает уровень и качество
жизни населения, включая улучшение эколо-
гической ситуации. Применение успешного опыта
реализации теории стратегии и методологии
стратегирования требует дальнейшего изучения
и исследования, а также использования другими
странами.
1. Aganbegyan AG. Human capital and its main component - the “knowledge economy” sphere as the main source of socio-economic growth. Economic Strategies. 2017;19(3):66-79. (In Russ.)
2. Belousov RA. Istoricheskiy opyt planovogo upravleniya ehkonomikoy SSSR [Historical experience of planned economic management in the USSR]. Moscow: Myslʹ; 1987. 428 p. (In Russ.)
3. Brodskaya IA. Lessons of French indicative plans (to the elaboration Russian conception macroeconomic planning). Economic Sciences. 2014;(116):7-14. (In Russ.)
4. Vikhanskiy OS. K voprosu o smene paradigmy upravleniya biznesom [The changing paradigm of business management]. In: Vikhanskiy OS, Naumov AI, editors. Menedzhment: vek XXI [Management: XXI century]. Moscow: Infra-M; 2015. pp. 17-36. (In Russ.)
5. Glaziev SYu. Once again on alternative state policy of national economy modernization and development (suggestions for 2013-2014). Russian Economic Journal. 2013;(3):3-37. (In Russ.)
6. Enehmura M, Tsukamoto Kh. Opyt poslevoennoy Yaponii v reformirovanii ehkonomiki [The reforming experience of post-war Japan]. Voprosy Ekonomiki. 1992;(11):82-92. (In Russ.)
7. Kvint VL, Novikova IV, Alimuradov MK. Alignment of global and national interest with regional strategic priorities. Economics and Management. 2021;27(11):900-909. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
8. Kvint VL, Okrepilov VV. Comparing the role of quality of life and values in the development strategy of both emerging market countries and in the west. Innovations. 2014;191(9):41-51. (In Russ.)
9. Kurbanov SO. Istoriya Korei: s drevnosti do nachala XXI veka [History of Korea: from antiquity to the early XXI century]. St. Petersburg: St Petersburg University; 2018. 744 p. (In Russ.)
10. Makarov VL. Analiz i otsenki vozmozhnostey innovatsionnogo razvitiya Rossii v rabotakh ehkonomistov na konkurse RGNF 2010 goda [Analysis and assessment of the possibilities of Russia's innovative development in the works of economists at the Russian Humanitarian Science Foundation 2010]. Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda [Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Fund]. 2010;59(2):39-41. (In Russ.)
11. Makarov V, Ayvazyan S, Afanasyev M, Bakhtizin A, Nanavyan A. Modeling the development of regional economy and an innovation space efficiency. Forsajt. 2016;10(3):76-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90
12. Nauchno-tekhnicheskie programmy v SSHA - chto opredelyaet uspekh? Rasskazyvaet direktor Instituta problemnykh issledovaniy RAEN L.Yu. Bocharov [Science and technology programs in the US: what determines success? Interview with L.Yu. Bocharov, Director of the Institute for Problem Research of the Russian Academy of Natural Sciences]. Electronics: Science, Technology, Business. 2009;96(6):16-23. (In Russ.)
13. Nie Yongyou. Statʹ liderom - vnutrennyaya logika ehkonomicheskoy strategii Kitaya [Becoming a leader is the internal logic of China's economic strategy]. St. Petersburg: IPTS SZIU RANKhiGS; 2022. 238 p. (In Russ.)
14. Nekipelov AD. Rolʹ strategicheskogo planirovaniya sotsialʹno-ehkonomicheskogo razvitiya v obespechenii natsionalʹnoy bezopasnosti [The role of strategic planning of socio-economic development in the national security]. Vestnik Soveta bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Bulletin of the Security Council of the Russian Federation]. 2017;49(2):162-173. (In Russ.)
15. Makarov VL, Ayvazyan SA, Afanasyev MYu, Bakhtizin AR, Nanavyan AM. The estimation of the regions’ efficiency of the russian federation including the intellectual capital, the characteristics of readiness for innovation, level of well-being, and quality of life. Economy of Regions. 2014;40(4):9-30. (In Russ.)
16. Pestsov SK. Regional development management: China’s experience. Fundamental Research. 2019;(10):57-63. (In Russ.)
17. Fan CC. Uneven development and beyond: Regional development theory in post-Mao China. International Journal of Urban and Regional Research. 1997;21(4):620-639. https://doi.org/10.1111/1468-2427.00105
18. Aiyar S, Duval R, Puy D, Wu Y, Zhang L. Growth slowdowns and the middle-income trap. Japan and the World Economy. 2018;48:22-37. https://doi.org/10.1016/j.japwor.2018.07.001
19. Gu S. The strategic thinking of promoting entrepreneurship and innovation to cultivate new driving forces and realize economic transformation. International Journal of Software Science and Computational Intelligence. 2017;12:1-4.
20. Hong Y, Liu W, Song H. Spatial econometric analysis of effect of New economic momentum on China's high-quality development. Research in International Business and Finance. 2022;61. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2022.101621
21. Kvint VL. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge; 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
22. Li Z. Accelerating the transformation of new and new kinetic energy and promoting economic transformation and upgrading. Leading Scientific Forum. 2017;18:66-82.