СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВУЗА НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-САЙТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТОВ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО НЕФТЯНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме формирования образа вуза на официальном интернет-сайте на материале сайтов Кемеровского государственного университета (Россия, Кемерово) и Северо-Восточного нефтяного университета (Китай, Дацин). Официальный сайт вуза рассматривается в качестве ключевого инструмента его позиционирования и продвижения, в частности распространения информации среди абитуриентов и их родителей. Цель статьи – выявить национально-культурные отличия стратегий формирования образа вуза на официальных интернет-сайтах Кемеровского государственного университета и Северо-Восточного нефтяного университета, а также разработать рекомендации по совершенствованию стратегий формирования образа вуза. Разработана и применена поэтапная методика анализа официальных сайтов высших учебных заведений, которая предполагает: 1) анализ информационной архитектуры сайта; 2) анализ визуального оформления сайта; 3) контент-анализ сайта; 4) технический анализ сайта; 5) оценку доступности сайта для различных категорий пользователей; 6) анализ интерактивности и коммуникативности сайта. Проведенный сопоставительный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны стратегий формирования образа исследуемых вузов в цифровой среде и сформулировать рекомендации по их совершенствованию. Установлено, что сильные и слабые стороны реализуемых вузами стратегий обусловлены историей вуза, его специализацией, географическим положением и стратегическими целями развития.

Ключевые слова:
интернет-сайт, имидж образовательного учреждения, интернет-среда, образ вуза, формирование имиджа вуза, Кемеровский государственный университет, Северо-Восточный нефтяной университет
Список литературы

1. Абаев А. Л., Архипова Н. И., Иванюшин Д. В. Особенности формирования репутации вуза в условиях применения современных цифровых технологий. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. № 3. С. 8–19. https://elibrary.ru/dhcpbk

2. Безвесильная В. А., Эркин А. Ф. Оценка узнаваемости и имиджа ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2022. № 3. С. 130–140. https://elibrary.ru/fempmm

3. Гатауллина А. А., Гаряева А. Ф., Зяббарова А. А. Методический подход к оценке и управлению цифровой узнаваемостью вуза: анализ в разрезе федеральных округов РФ. Управленец. 2024. Т. 15. № 6. С. 30–47. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2024-15-6-3

4. Горбунова В. И. Имидж педагога через его роль инфлюенсера. Кузбасс: образование, наука, инновации: XI Инновацион. конвент. (Кемерово, 8 февраля 2023 г.) Кемерово: КемГУ, 2023. С. 521–524. https://elibrary.ru/sxdfyn

5. Исмаилова Ф. Н. Современные технологии продвижения вуза на рынке образовательных услуг. Научный альманах. 2022. № 2-1. С. 25–28. https://elibrary.ru/rabyhx

6. Лапшин К. А., Гринев С. Е., Гринева С. В. Анализ функциональности сайта ТИС (филиала) ДГТУ в г. Ставрополе. Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: конф. (Ставрополь, 17–19 мая 2022 г.) Ставрополь: Ставролит, 2022. С. 377–382. https://elibrary.ru/qbdbqa

7. Меденников В. И. Формирование рейтингов вузов на основе их цифрового следа. Информатизация образования и науки. 2022. № 2. С. 130–141. https://elibrary.ru/apsbni

8. Мурзагалина Г. М. Факторы формирования положительного имиджа вуза у внешней аудитории. Инновации и инвестиции. 2022. № 12. С. 105–108. https://elibrary.ru/ifvjij

9. Найденова Л. И., Щанина Е. В. Применение информационных технологий для формирования социальных коммуникаций университета и целевой аудитории потенциальных абитуриентов. Цифровизация как вызов современности: между гуманизацией и дегуманизацией: XXV Российск. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Екатеринбург, 12–13 апреля 2023 г.) Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2023. С. 604–607. https://elibrary.ru/sankdn

10. Никитина Т. Н., Никитин А. Д. Информационно-образовательная среда подготовки магистров: актуальные проблемы и перспективы развития. Тренды и аналитика дистанционного образования: Всерос. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 5 октября 2022 г.) Ульяновск: УлГТУ, 2022. С. 123–132. https://elibrary.ru/walehy

11. Пастухова О. Д., Мосеева Е. А. Особенности новостного интернет-дискурса сайта Челябинского государственного университета. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 2. С. 56–59. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-2-56-59

12. Пастухова О. Д., Титова Е. А. Визуальные средства формирования имиджа вуза (на материале Челябинского государственного университета). Шкатовские чтения: Междунар. науч. конф. (Челябинск, 1 ноября 2024 г.) Челябинск: ЧелГУ, 2024. С. 516–519. https://elibrary.ru/uttzfp

13. Ромашова И. П. Лингвокогнитивное моделирование имиджевых характеристик российских университетов. Когнитивные исследования языка. 2023. № 1. С. 531–541. https://elibrary.ru/progva

14. Рубцова Н. В. Использование дижитал-технологий для коммуникации с аудиторией высшей школы. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13. № 3. С. 142–145. https://elibrary.ru/kaydai

15. Сагайдак В. А., Кузеванова А. Л., Яблонских О. Ю. Имидж высших учебных заведений: особенности восприятия учениками выпускных классов. Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 115–132. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-115-132

16. Сенчищев М. А. Сравнительный анализ медиаактивности вузов Южного федерального округа. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2024. Т. 3. № 1. С. 68–76. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2024-3-1-68-76

17. Степулева Л. Ф., Макарова Д. М. Методические основы оценки качества сайтов образовательных организаций (на примере Владивостокского государственного университета). Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 4. С. 108–117. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-4-108-117

18. Тимохина Г. С., Попова О. И., Изакова Н. Б. Моделирование цифрового имиджа преподавателя вуза. Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 4. С. 613–636. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.613-636

19. Устинова М. В. Сайт образовательной организации как инструмент создания образа виртуального автора (на материале заголовков новостного контента официального сайта вуза). Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2024. Т. 3. № 1. С. 31–39. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2024-3-1-31-39

20. Шакирова А. Ю., Никитин А. Д. Развитие информационно-образовательной среды подготовки магистров. Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 10 марта 2023 г.) М.: АЛЕФ, 2023. С. 26–33. https://doi.org/10.34755/IROK.2023.12.10.074

21. Fedoseev D. V. University image in cyberspace. Student and science: Humanities: Proc. Conf., Magnitogorsk, 28–31 Mar 2023. Magnitogorsk: NMSTU, 2023, 923–927. (In Russ.) https://elibrary.ru/lcjenv


Войти или Создать
* Забыли пароль?