Кемерово, Россия
Рассмотрение роли интернет-мемов как средства самовыражения и адаптации в сетевом сообществе позволяет лучше понять механизмы создания идентичности в онлайн-среде. Цель – рассмотреть наиболее существенные культурные и психологические признаки обобщенной виртуальной личности сетевого пользователя, которые проявляются через общение посредством интернет-мемов, размещенных в социальной сети ВКонтакте. Материал – наиболее популярные интернет-мемы, опубликованные в различных группах социальной сети ВКонтакте (n = 384). Применены аналитико-описательный метод и сравнение. Смоделирован обобщенный портрет пользователя. С учетом коммуникативной цели публикации интернет-мемов, содержащих ту или иную информацию, которую предоставляют о себе автор и транслятор мема, выявлены три образа авторов: 1) жалующийся неудачник; 2) насмешник; 3) субъективный наблюдатель. Намечены основные тематические группы интернет-мемов и креолизующие компоненты, при помощи которых коммуниканты, делящиеся мемами и оценивающие их, раскрывают свое Я. Определены функции интернет-мемов с учетом их участия в формировании портрета виртуальной личности. Ключевыми чертами, формирующими образ личности автора и транслятора интернет-мема, являются пессимистическое и ироническое восприятие жизни, гиперэмоциональность, которая вызывает маргинальность, противопоставление себя остальному, «нормальному» миру. Интернет-мем создается для того, чтобы отразить личный взгляд пользователя на мир, который противопоставлен сложившимся в обществе нормам и представлениям. Однако эта индивидуальность тиражируется, становится «собственностью» всех заинтересованных пользователей, что и создает обобщенный портрет сетевой личности.
интернет-мем, юмор, креолизованность, виртуальная личность, транслятор мема, интернет-коммуникация
1. Алтухова Т. В. Комическое в «FUUU-комиксы» как способ преодоления негативных сторон в жизни современных школьников. Научный диалог «Восток – Запад»: Всеукр. науч.-практ. конф. (Каменец-Подольский, 10 июля 2013 г.). Каменец-Подольский: Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко, 2013. C. 8–11.
2. Алтухова Т. В., Лебедева Н. Б. Виртуальное общение: новый этап письменной коммуникации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 105–111. https://elibrary.ru/owyudv
3. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти. История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени, ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2006. С. 47–55.
4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с. https://elibrary.ru/vqmunr
5. Володенков С. В. Медиатизация и виртуализация современного пространства публичной политики. Коммуникология. 2016. Т. 4. № 4. С. 125–136. https://elibrary.ru/wjxubj
6. Галиуллина О. Р. Характеристики виртуальной языковой личности автора англоязычной сетевой кинорецензии. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2024. Т. 43. № 1. С. 78–89. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-1-78-89
7. Галичкина Е. Н. Характеристика компьютерного дискурса. Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 10. С. 55–59. https://elibrary.ru/jshmfx
8. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 316 с.
9. Завьялова З. С. Реальный и виртуальный субъекты сетевой коммуникации: специфика интеракции. Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 45–47. https://elibrary.ru/negrbx
10. Канашина С. В. Интернет-мем и юмор. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 2. С. 317–328. https://elibrary.ru/dbspns
11. Лебедева Н. Б. Теоретические основы исследования естественной письменной речи. In: Лебедева Н. Б., Зырянова Е. Г., Плаксина Н. Ю., Тюкаева Н. И. Жанры естественной письменной речи: студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка. М.: КРАСАНД, 2011. С. 8–61.
12. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10. № 4. С. 410–424. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.403
13. Марченко Н. Г. Интернет-мемы как хранилище культурных кодов сетевого сообщества. Казанская наука. 2013. № 1. С. 113–115. https://elibrary.ru/pvkdrd
14. Солянко Е. А. Особенности обиходно-бытовой интернет-коммуникации на китайском языке. Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 4. С. 74–83. https://doi.org/10.18721/JHSS.11407
15. Хатхе А. А., Читао И. А., Хуажева Н. Х., Шхалахова Р. А. Интернет-коммуникация и его актуальная и виртуальная среда. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11-2. С. 71–73. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-11-2-71-73
16. Шабшин И. И. О психологических особенностях общения в Интернете. Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 1. С. 158–182. https://elibrary.ru/kgydmt
17. Шуйская Ю. В., Мурзина О. В., Карпов Э. С. Лингвистические особенности текстовой составляющей креолизованных интернет-мемов. Филология: научные исследования. 2021. № 12. С. 30–36. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2021.12.37123
18. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. Научный диалог. 2012. № 3. С. 161–173. https://elibrary.ru/owqftd
19. Щурина Ю. В., Харохорина М. Б. Интернет-мем как жанр и «ньюсмейкер» в современном медиапространстве. Медиалингвистика. 2020. Т. 7. № 2. С. 263–275. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.209



