Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. В статье проведен анализ этапов развития туристического маркетинга как области научного знания в теории маркетинга. Цель данной статьи заключается в анализе становления и развития теории туристического маркетинга за рубежом и в России. Методология. Методологической базой настоящего исследования послужил контент-анализ фундаментальных трудов отечественных и зарубежных авторов, которые легли в основу теории туристического маркетинга. Кроме того, применялись сравнительный и аналитический методы исследования. Результаты. Показано, что развитие основ теории туристического маркетинга базировалось и было логическим продолжением развития теории маркетинга услуг как ответ на процесс формирования экономики сервисного типа (экономика услуг). В процессе эволюции теории туристического маркетинга он прошел две стадии. Первая стадия (1965 – середина 1990-х гг.) была посвящена изучению особенностям маркетинговой деятельности в сфере туризма и гостеприимства на уровне микросреды. Второй этап начинается с середины 1990-х гг. – изучение маркетинговых технологий на уровне мезо- и макросистем. Выводы. На основе проведенного анализа делается вывод о производности отечественной теории туристического маркетинга от зарубежных исследований в этой области. Также автором выделяются два основных этапа развития теории маркетинга в туризме, которые характеризуются сменой объекта изучения.

Ключевые слова:
маркетинг территорий, туризм, туристическое предприятие, продвижение, туристическая услуга, туристический продукт
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Хлебович Д. И. Сфера услуг: маркетинг. М.: КНОРУС, 2007. 235 с.

2. Gross D. Greatest Business Stories of All Time. N. Y.: John Wiley & Sons, Inc., 1997. 368 p.

3. Berry L. Services Marketing is Different // Business. 1980. № 30. Р. 24-29.

4. Новаторов Э. В. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 19.

5. Parasuraman А., Zeithaml V., Berry L. A conceptual model of service quality and its implications for future research // Journal of Marketing. 1985. № 49. P. 41-50.

6. Parasuraman А., Zeithaml V., Berry, L. SERVQUAL: a multiple-item scale for measuring consumer perceptions of service quality // Journal of Retailing. 1988. № 64. P. 12-40.

7. Lovelock C. Service Marketing: Text, Cases & Readings / 1nd ed. Englewood Cliffs; N. Y.: Prentice Hall, 1984.

8. Lovelock C., Weinberg C. Marketing for Public and Nonprofit Managers. N. Y.: John Wiley & Sons, 1984.

9. Langeard E., Bateson J. Services Marketing: New Insights from Consumers and Managers. Cambridge, MA: Marketing Science Institute, 1981.

10. Gummesson E. The Marketing and Purchasing of Professional Services. Stockholm. Marketing Technology Center, 1977.

11. Grönroos C. Marketing of Services: A Study of Marketing Function of Service Firms. Dr. Econ. Sci. Diss. Swedish School of Economics (Finland), 1979.

12. Grönroos C. Strategic Management and Marketing in the Service Sector. Cambridge, MA: Marketing Science Institute, 1983.

13. Langeard E, Eiglier P. Principles de politique marketing pour les enterprises de services. L’Institute d’Administration des enterprises, Universite d’Aix-Marselle, 1976.

14. Холловей Дж. К. Туристический маркетинг. К.: Знання, 2008. 576 с.

15. Волков С. К. Система «Всё включено» как фактор развития туризма в Российской Федерации // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 1. C. 46-48.

16. Krippendorf J. Marketing et tourism. Berne: Herbert Lang, 1971.

17. Krippendorf J. Marketing et tourism. Paris: Presses Universitaires de France, 1987.

18. Schwartz J. J. Pour un approche marketing de la promotion touristique. France: Lausanne, 1984.

19. Nicolescu E. Marketing in turism. București: Editura Sport-Tourism, 1975.

20. Tocquer G., Zins M. Marketing du turism. Canada: Gaetan Morin éditeur, 1987.

21. Hollier R. Conflict in the gulf. Response of the tourism industry // Tourism Management. 1991. Vol. 12. Iss. 1. P. 2-4.

22. Chon K.-S. Tourism destination image modification process. Marketing implications // Tourism Management. 1991. Vol. 12. Iss. 1. Р. 68-72.

23. Bramwell B., Rawding, L. Tourism marketing organizations in industrial cities. Organizations, objectives and urban governance // Tourism Management. 1994. Vol. 15. Iss. 6. Р. 425-434.

24. Williams A. P., Palmer A. J. Tourism destination brands and electronic commerce: Towards synergy? // Journal of Vacation Marketing. 1999. Vol. 5. Iss. 3. Р. 263-275.

25. Hall D. Destination branding, niche marketing and national image projection in central and Eastern Europe // Journal of Vacation Marketing. 1999. Vol. 5. Iss. 3. Р. 227-237.

26. Crockett S. R., Wood L. J. Brand Western Australia: A totally integrated approach to destination branding // Journal of Vacation Marketing. 1999. Vol. 5. Iss. 3. Р. 276-289.

27. Исмаев Д. К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: ЛУЧ, 1994. 222 с.

28. Кириллов А. Т., Волкова Л. A. Маркетинг в туризме. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 184 с.

29. Сапрунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1998. 160 с.

30. Розанова Т. П. Маркетинг в туризме: стратегия достижения успеха. М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 1998. 135 с.

31. Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме. Минск: Экономпресс, 1998. 400 с.

32. Янкевич B. C., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. М.: Финансы и статистика, 2003. 632 с.

33. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг. М.: Финансы и статистика, 2006. 294 с.

34. Лесник А. Л. Гостиничный маркетинг. Теория и практика максимизации продаж. М.: Кнорус, 2007. 232 с.

35. Барышев А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. М.: Финансы и статистика, 2007. 159 с.

36. Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий. М.: Академия, 2006. 224 с.

37. Рафаилова Г. Значение маркетинга для устойчивого развития туристической специализации // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 2. C. 17-21.

38. Казанцев Ю. Ю. Роль маркетинга территорий в повышении туристической привлекательности региона // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. № 3. C. 65-69.

39. Дадалова М. В. Особенности формирования туристического маркетинга // Белгородский экономический вестник. 2010. № 1. С. 17-20.

40. Маринов С. Маркетинговое управление туристской дестинацией // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 8. С. 98-103.

41. Семенова Л. В. Тенденции и перспективы развития маркетинга туризма на Ставрополье // НаукаПарк. 2014. № 2-2. С. 100-105.

42. Кошурникова Ю. Е., Калюжнова Н. Я. Маркетинг взаимодействия в туристической отрасли (на примере Иркутской области) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 11. С. 229-235.

43. Голощапова Т. В. Маркетинговые исследования рынка гостиничных услуг (на примере г. о. Тольятти) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2008. № 4. С. 47-54.

44. Латорцев А. А. Продвижение национального туристического продукта с использованием государственного туристского брэндинга // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2. С. 24-28.

45. Чернякина А. О. Брендинг туристской территории: ошибки и ключевые аспекты создания в рамках кластерного подхода развития туризма // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 12. С. 47-52.

46. Петерс М. Стратегический бренд-менеджмент туристских дестинаций // Вестник РМАТ. 2013. № 2. С. 11-21.


Войти или Создать
* Забыли пароль?