Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
В статье представлен анализ питания школьников и студентов Кемеровской области. По результатам проведенного анализа дана оценка фактическому индивидуальному питанию по содержанию основных пищевых нутриентов, биологически активных веществ. Показано влияние питания на заболеваемость детей и подростков, предложен способ коррекции рациона питания для обеспечения организма школьников необходимыми нутриентами путем введения в рацион биологически активных пищевых добавок.
Нарушение питания, школьники, студенты, БАД, витамин С, цеолиты.
Введение
В настоящее время питание школьников рассматривается не только как способ насыщения и источник энергии, но и как средство профилактики заболеваний.
Несбалансированное питание служит одной из причин развития у школьников и студентов хронических заболеваний (костно-мышечной и эндокринной систем, глаз, органов пищеварения), инфекционных болезней и отравлений [1].
Вопросы здорового питания в рамках учебного заведения, где дети проводят большую часть времени, являются актуальными. Проблему организации рационального питания учащихся можно рассматривать по двум направлениям: первое – формирование культуры здорового питания, т.е. приобретение детьми и подростками минимальных знаний о правильном пищевом поведении; второе – расширение ассортимента доступных продуктов с функциональными свойствами, обогащенных микро- и макронутриентами, пробиотиками и другими жизненно необходимыми компонентами [2].
Рацион питания школьников должен содержать более 60 различных нутриентов, состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25 и 35 % суточной потребности в еде соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55–60 % рекомендуемых суточных физиологических норм потребности [3].
Одним из способов решения проблемы сбалансированного питания является разработка методов коррекции рационов питания для школьников.
Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая предполагает: развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов; внедрение инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов; разработку для детского населения программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни; разработку нормативов питания и реализации мер по его поддержке [4].
Эффективным путем обеспечения организма школьников необходимыми нутриентами является дополнительное обогащение ими продуктов питания. Одним из направлений в формировании политики полноценного питания является введение в рацион биологически активных пищевых добавок (БАД), которые позволяют восполнить организм необходимыми витаминами, минеральными веществами, микроэлементами и растительными волокнами. При ежедневном применении они оказывают регулирующее действие на организм подрастающего поколения в целом, а также на определенные органы, функции, системы [5].
БАДы содержат регулированные дозы веществ, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности и повышения неспецифической резистентности организма, средства для сопутствующей и вспомогательной терапии при различных заболеваниях; наряду со специализированными продуктами питания являются наиболее эффективным способом устранения дефицита витаминов, но при условии содержания биологических веществ в дозах, соответствующих физиологическим потребностям человека [6].
Дети школьного возраста интенсивно растут, подвергаются стрессовым воздействиям, высоким физическим (кружки, секции, занятия спортом) и умственным нагрузкам. Также современные школьники достаточно большое количество времени проводят за персональными компьютерами. При учебных и физических нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведет к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей.
Кроме того, подрастающее поколение подвержено влиянию вредных привычек, таких как, например, табакокурение. По данным центра мониторинга вредных привычек Минздрава России [7], среди детей и подростков отмечается увеличение числа курящих мальчиков и девочек по мере перехода в старшие классы. Курение относится к одному из агрессивных факторов риска, приводящих к развитию болезней, в первую очередь органов дыхания, артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка, разнообразной группы эндокринологических заболеваний и многих других. Известно, что одна выкуренная сигарета разрушает в организме 25 мг витамина С [8].
Целью данной работы явилась оценка структуры питания на состояние здоровья школьников и студентов Кемеровской области.
Материалы и методы
Материалами исследования стали результаты оценки индивидуального фактического состояния питания учеников средних школ г. Кемерово, села Беково Беловского района Кемеровской области (с 1 по 11 классы), студентов Кемеровского колледжа строительства и эксплуатации зданий в количестве 1100 человек.
Для обработки информации индивидуального питания учащихся среди детей 1–3 классов провели анкетирование, в 4–11 классах и колледже был использован компьютеризированный метод частотного анализа питания, разработанный ГУ НИИ питания РАМН, утвержденный и рекомендованный к применению в 2004 году научным советом по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития. Эта программа позволяет достоверно оценить статус питания различных групп населения за месяц, выявить соответствие энергозатрат, собственного обмена и энергии, поступающей с пищей, выявить адекватность сбалансированности питания в числовых значениях, в процентных отношениях, возможность коррекции рациона питания.
Данные по содержанию основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), микро- и макроэлементов, биологически активных веществ в рационе питания детей, подростков и молодежи сравнивали с нормативами МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утвержденными Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2011 году.
Результаты и их обсуждение
На первоначальном этапе в программу были введены показатели антропометрических данных (вес, рост, обхват талии/обхват бедер), пол, возраст школьников, участвующих в исследовании.
На основании этих данных программой рассчитывается индекс массы тела. Пример расчета одного из участников исследований представлен в табл. 1.
Таблица 1
Антропометрические показатели
и индекс массы тела участника исследования
Шадеева Евгения Сергеевна, 17 лет Антропометрия: |
|||
Рост, см |
166 |
Обхват бедер, см |
94 |
Масса тела, кг |
51 |
Индекс массы тела, кг/м2 |
18,51 норма |
Окружность талии, см |
68 |
Индекс физической активности |
1,5 низкий |
Далее в результатах будут приведены расчетные данные этой же ученицы.
На следующем этапе с помощью специального атласа пищевых продуктов, введенного в качестве иллюстративного материала в программу, вводятся данные по частоте потребления того или иного продукта каждым участником исследования. Программа позволяет вести исследование уровня потребления по следующим группам продуктов: хлебобулочные изделия, каши/макароны, овощи, фрукты, кондитерские изделия, масла/жиры, мясные продукты, рыба/морепродукты, молочные продукты, напитки (рис. 1).
Рис. 1. Пример введения данных по потреблению отдельных продуктов питания
Программа формирует для каждого участника исследования отчет «Оценка состояния питания по профилю потребления пищевых продуктов» и выдает сведения для сравнения индивидуального фактического питания со стандартом (на 2100 ккал/сут) (рис. 2).
Рис. 2. Оценка состояния питания по профилю потребления продуктов
Как видно из диаграммы, в рационе школьницы в избытке продукты, содержащие углеводы и жиры, и в недостатке – содержащие белки.
На основании расчетов соотношений потребления пищевых продуктов и пищевых веществ компьютерным методом оценивается риск развития заболеваний у школьницы, которые обусловлены нарушениями питания (табл. 2).
Таблица 2
Риск развития заболеваний у школьницы
Заболевание |
Степень риска |
Ожирение |
Высокий |
Диабет II типа |
Высокий |
Сердечно-сосудистые |
Высокий |
Остеопороз |
Низкий |
Гиповитаминоз С |
Низкий |
Гиповитаминоз В |
Низкий |
Полигиповитаминоз |
н/о |
Недостаточность питания |
Средний |
Таким образом, использование данной программы для оценки индивидуального фактического питания позволяет не только рассчитать сбалансированность питания и возможность коррекции как по видам продуктов питания, так и по списку основных нутриентов, но и оценить риск развития заболеваний молодежи, обусловленных нарушением питания.
В целом проведенные исследования показали, что еда школьников состоит из большого количества углеводов (сахаров), жиров животного происхождения, наблюдается дефицит овощей, фруктов и ягод. В рационе питания присутствуют следующие продукты: колбасные изделия, котлеты, макароны, соки и сладкие газированные напитки, сырки глазированные, шоколад, конфеты, чипсы, пельмени, какао с молоком, фрукты, сгущенное молоко и др.
Хорошо известно, что любая недостаточность питания, особенно белковая и витаминная, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани.
Избыток сахаров в организме приводит к задержке воды (может отмечаться отечность), повышается расход витамина В1 и как результат – его дефицит, ведущий к нарушению деятельности центральной нервной системы. Не стоит забывать и про кариес.
При увеличении биосинтеза холестерина с увеличением жирообразования понижаются защитные свойства организма, увеличивается риск различных заболеваний (в том числе ожирения).
Овощи и фрукты являются поставщиком углеводов, витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых веществ, выводят токсины. Их недостаток может привести к потере аппетита, нарушению деятельности ЦНС и ЖКТ, снижению работоспособности и иммунитета у детей.
При анализе рациона питания у школьников выявилось несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи, избыток рафинированных продуктов, животных жиров, дефицит растительных масел и фосфолипидов, клетчатки, антиоксидантов, нарушение в соотношении минеральных элементов.
Исследования по анализу состояния питания учащихся 4–11 классов школ г. Кемерово, студентов строительного колледжа в возрасте 18–20 лет, учеников школы с. Беково Беловского района Кемеровской области позволили представить продуктовые предпочтения учащихся (рис. 3).
Рис. 3. Продуктовые предпочтения учащихся, г/день
Данные рис. 3 показывают, что в рационе питания старших школьников и молодежи присутствуют в большом количестве различные напитки и такие продукты, как молочные, хлебобулочные и колбасные изделия. Почти отсутствуют рыбные продукты, овощи, масло.
Произведен обобщенный расчет отклонения фактического питания школьников и студентов от адекватного в процентах по нутриентам: белок, холестерин, пищевые волокна, натрий, кальций, магний, железо, витамины А, В1, В2, В3, С, общий жир, НЖК, ПНЖК, n-6 ПНЖК, n-3 ПНЖК, сахар, общие углеводы. Результаты представлены на рис. 4.
Рис. 4. Отклонение фактического питания от адекватного: 1 – белок; 2 – холестерин; 3 – пищевые волокна; 4 – натрий; 5 – Ca; 6 – магний; 7 – Fe; 8 – A; 9 – B1; 10 – B2; 11 – ниацин; 12 – C; 13 – общий жир; 14 – НЖК; 15 – ПЖК; 16 – n-6 ПНЖК; 17 – n-3 ПНЖК; 18 – сахар; 19 – углеводы
Из рис. 4 видно, что в рационе питания Mg, Fe, витамина С, жиров НЖК и сахаров избыток и недостаток всех остальных веществ.
Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, кровеносных сосудов, костей и зубов, ускоряет выздоровление. При достаточном поступлении витамина С увеличивается устойчивость к инфекциям, обострениям хронических заболеваний, уменьшаются эффекты воздействия аллергенов самой разной природы.
Избыток насыщенных жирных кислот приводит к ожирению, увеличению в крови холестерина, повышению артериального давления, заболеваниям печени и почек.
Недостаток ПНЖК в рационе может вызвать сухость и шелушение кожи, замедление роста, нарушение развития головного мозга и зрения, снижение функций печени и почек, ослабление иммунитета, повышение склонности к инфекциям.
Проведенные исследования позволили сделать вывод, что питание подрастающего поколения не сбалансировано по основным пищевым веществам, витаминам и макро- и микроэлементам.
Отклонение от нормы по белку среди учащихся: 7–10 лет – 44 %, 11–12 лет – 41 %, 13–15 лет – 49 %, 16–17 лет – 23 %, 18–20 лет – 32 %; потребление жиров в избытке среди учащихся: 7–10 лет – 63 %, 11–12 лет – 99 %, 13–15 лет – 108 %, 16–17 лет – 128 %, 18–20 лет – 65 %; недостаток потребления пищевых волокон у школьников: 7–10 лет – 85 %, 11–12 лет – 80 %, 13–15, 16–17 лет – 59–60 %, 18–20 лет – 68 %; отклонение от нормы потребления калия у детей и подростков: 7–10 лет – 51 %, 11–12 лет – 42 %, 13–15 лет – 37 %, 16–17 лет – 9 %, 18–20 лет – 33 %; недостаток кальция у учащихся 7–10 и 11–12 лет находится в пределах 65–74 %, 13–15 и 16–17, 18–20 лет – 43–48 %; железа ниже нормы у 20–40 %; недостаток витамина А: 7–10 и 11–12 лет находится в пределах 66–71 %, 13–15 и
16–17, 18–20 лет – 43–49 %; витаминов группы В (В1, В2) ниже нормы у детей 7–10 лет – 66–61 %, 11–12 лет – 50–58 %, 13–15 лет – 42–34 %, 16–17 лет – 35–39 %, 18–20 лет – 36–37 %; витамин РР ниже нормы на 61 % среди 7–10 лет, на 56 % – 11–12 лет, на 43 % – 13–15 лет и 34 % – 16–17 и 18–20 лет; витамин С в пределах 43–55 % среди учащихся 7–10, 11–12, 13–15 и 18–20 лет, 27 % – 16–17 лет.
Примером научных разработок в данном направлении являются БАД к пище «Новалит», «Литоспорт с клюквой», разработанные ЗАО НПФ «Новь».
БАД «Новалит» ТУ 9197-034-16925875-03 состоит из смородины сублимированной сушки 50 % и природного цеолита Холинского месторождения – 50 %.
БАД «Литоспорт с клюквой» ТУ 9197-016-16925875-05 состоит из клюквы сублимированной сушки 33 % и природного цеолита Холинского месторождения – 67 %, который обладает сорбционными, ионообменными, каталитическими свойствами.
В сублимированных продуктах сохраняются практически полностью витамины и другие полезные вещества.
Смородина считается кладезем полезных веществ и витаминов, так как в ней содержатся витамины В, Р, Е, К, А, пектины, сахара, фосфорная кислота, дубильные вещества, эфирное масло, соли фосфора, железа и калия. По содержанию аскорбиновой кислоты смородина занимает одно из первых мест, уступая лишь цитрусовым и шиповнику [9].
Клюква обладает укрепляющим действием на организм, нормализует обмен веществ, понижает уровень протромбина в крови. В ее ягодах содержится большое количество витамина С и пектиновых веществ, которые способствуют выведению из организма тяжелых и радиоактивных металлов. В состав клюквы входят микроэлементы и витамины, органические кислоты (лимонная, бензойная и др.), сахара и минеральные вещества (К, P, Na, Fe, Mn, Al, Zn), также обладает лечебными стоматологическими свойствами, оказывает противовоспалительное, ранозаживляющее и антирадиационное действие [9].
Природный цеолит обладает уникальными свойствами селективного ионного обмена: поставляет в организм все недостающие микро-, макро-, ультрамикроэлементы, также способен удалять из организма избыток и восстанавливать содержание любого микро-, макроэлемента. Пористая микроструктура цеолита и его способность к ионообмену позволяют избирательно выводить из организма вредные микроорганизмы, токсичные вещества (нитраты, нитриты).
БАДы к пище «Новалит» и «Литоспорт с клюквой» рекомендовано использовать для улучшения качества питания, профилактики различных заболеваний, в том числе связанных с нарушениями статуса питания; их употребление оказывает благоприятное воздействие на функциональное состояние, иммунорезистентность организма, на обменные процессы при повышенной утомляемости, сниженной работоспособности и стрессах [10].
Выводы
Представлен анализ индивидуального, фактического состояния питания школьников и студентов Кемеровской области.
Дана сравнительная оценка фактического питания с нормами потребления по содержанию основных пищевых нутриентов и биологически активных веществ.
Обосновано применение БАД «Новалит» и «Литоспорт с клюквой», в состав которых входят природные цеолиты, уникальные свойства которых позволят скорректировать рацион питания школьников и студентов по основным нутриентам, тем самым окажут организму ряд положительных оздоровительных эффектов (повышение стрессоустойчивости; выведение из организма радионуклидов, тяжелых металлов; нормализация липидного, белкового, углеводного обменных процессов; оптимизация функции эндокринной системы и работы ферментов; стимуляция регенераторных процессов).
1. www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=497
2. www.aif.ru/health/news/34550
3. Скурихин, И.М. Химический состав пищевых продуктов / И.М. Скурихин. - М.: Агропромиздат, 1987. - Т. 1. - 224 с.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
5. Княжев, В.А. Правильное питание. Биодобавки, которые вам необходимы / В.А. Княжев, Б.П. Суханов, В.А. Ту-тельян. - М.: Гэотар медицина, 1998. - 208 с.
6. Пилат, Т.Л. Биологические добавки к пище / Т.Л. Пилат, А.А. Иванов. - М., 2002. - 710 с.
7. www.bestpravo.ru/rossijskoje/ys-gosudarstvo/n3a.htm
8. http://kuzinfo.ru/index.php/news/medicine/6192-2011-05-31-09-24-23
9. www.inmoment.ru
10. Хорунжина, С.И. Механизм реализации единой концепции мониторинга питания на территории Кузбасса / С.И. Хорунжина, Е.А. Вагайцева // Диетология: проблемы и горизонты: материалы I Всероссийского съезда диетологов и нутрициологов. - М., 2006. - С. 118-119.