ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – рассмотреть особенности взаимодействия студентов с искусственным интеллектом (ИИ) образовательных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В фокус исследования попали студенческие группы, изучающие дисциплину «Иностранный язык» на неязыковых направлениях университета. В статье объясняются и определяются понятия «ИИ» и «ИКТ», а также «взаимодействие в образовательном процессе». Потребность изучения взаимодействия студентов с ИИ актуализируется как знаковое явление эпохи цифровизации высшего образования. Главным методом исследования является моделирование. В результате взаимодействие студентов с ИИ смоделировано через демонстрацию некоторых системных факторов и динамических процессов, влияющих на его ход. Главный вывод исследования – установление коррелирующей взаимосвязи между уровнями влияния ИИ на студентов и их рефлексивно-оценочными способностями в рамкках языковой компетенции.

Ключевые слова:
цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, обучение иностранному языку, моделирование, высшее образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Асанова Ф. Б. Использование информационно-­коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий. Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 14 ноября 2018 г. Чебоксары: Среда, 2018. С. 284-288.

2. Baron R. S., Moore D., Sanders G. S. Distraction as a source of drive in social facilitation research. Journal of Personality and Social Psychology, 1978, 36(8): 816-824. https://doi.org/10.1037/0022-3514.36.8.816

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

4. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1. C. 11-20.

5. Dakhin A. N. Modeling in Pedagogy. Idei i idealy, 2010, 2(1): 11-20. (In Russ.)

6. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. Т. 3. № 19. С. 33-38.

7. Демьянков В. З. Когниция и понимание текста. Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 3. C. 5-10.

8. Дробышева И. В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ. Информатизация образования-2007: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 28-31 мая 2007 г. Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского, 2007, С. 98-104.

9. Islamov R. S., Greenwald O. N., Tunyova N. V. Information and communication technologies in foreign language teaching in multinational higher education environment of mining region. E3S Web of Conferences: Proc. Vth Intern. Innovative Mining Symposium, Kemerovo, 19-21 October 2020, (174). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404042

10. Islamov R. S. The risky influence of artificial intelligence technologies on the foreign language proficiency of Eurasian students in mining. Sustainable Development of Eurasian Mining Regions (SDEMR-2021): The Second Interreg. Conf., Kemerovo, 21-23 September 2021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127803028

11. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу. Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126-139.

12. Котельникова Е. В. Когнитивные аспекты осмысления смешанной речемыслительной деятельности межкультурной коммуникации. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7. C. 108-110.

13. Красных B. B. Текст в свете лингво-­когнитивного подхода к межкультурной коммуникации. Функциональные исследования: сборник статей по лингвистике. 1997. № 3. C. 156-166.

14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научных исследований. М.: Либроком, 2010. 280 c.

15. Rogers C. R., Freiberg H. J. Freedom to Learn. 3rd ed. New York: Merrill, 1994, 406.

16. Савельева И. В., Гринвальд О. Н., Зникина Л. С., Исламов Р. С., Коломиец С. В., Перевалова А. А., Ресенчук А. А., Седых Д. В., Сергейчик Т. С. Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза, науч. ред. И. В. Савельева. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 222 с.

17. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

18. Толстель О. В. Некоторые применения технологий искусственного интеллекта. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Физико-математические и технические науки». 2005. № 1-2. C. 95-106.

19. Ядровская М. В. Модели в педагогике. Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. C. 139-143.

20. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 1006 с.

21. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: РБИУ, 2010. 316 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?