ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализируются требования руководителей горных предприятий Кемеровской области – Кузбасса к профессиональной компетентности будущих инженерных кадров добывающей отрасли. Наряду с теоретическими и практическими знаниями специалиста выделяются профессионально важные личностные качества, необходимые ему в условиях реализации профессиональной деятельности, когда он подвергается риску сам и отвечает за безопасность людей, работающих в шахте под его руководством. Обоснованы своевременность и целесообразность внедрения элементов дуального обучения как формы социального партнерства образовательного учреждения и крупного промышленного предприятия, разработаны механизмы взаимодействия социальных партнеров, определены возможности дуального обучения в процессе формирования профессионально важных личностных качеств будущего горного инженера. Методологию исследования составили анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и российских ученых в области дуального обучения; анализ нормативно-правовых документов, требований руководителей горных предприятий к будущему горному инженеру, образовательных программ и учебных планов специалитета; оригинальные методики исследования индивидуальных особенностей личности студентов практико-ориентированной системы обучения и анализа социально-психологического климата трудового коллектива на предприятиях горной промышленности региона. Предложен проект корректировки программ специалитета и учебных планов по специальности 21.05.04 Горное дело, разработанный экспертной группой из числа преподавателей вуза и специалистов базового предприятия – социального партнера вуза по реализации проекта внедрения элементов дуального обучения в подготовку горных инженеров.

Ключевые слова:
дуальное обучение, горный инженер, профессиональная компетентность, личностные качества, содержательная вариативность, социальное партнерство
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ахмедьянова Г. Ф. Инженерная компетентность как результат интеграции творческого и технологического компонентов обучения. Фундаментальные исследования. 2011. № 8-1. С. 13-16.

2. Бай Ю. Д., Денчук Д. С., Серебрякова Е. Н. Перспективы развития дополнительных образовательных траекторий в технических университетах на примере элитного технического образования НИ ТПУ. Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-3. С. 509-515.

3. Болотов В. А., Вальдман И. А., Горбовский Р. В., Захир Ю. С., Мерцалова Т. А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор). М.: НИУ ВШЕ, 2016. 232 с.

4. Мороденко Е. В., Медовикова Е. А. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-1. С. 135-137.

5. Абишев А. А., Воробьев А. Е., Мурзаева А. К. Дуальная технология обучения студентов в системе высшего образования республики Казахстан. Человек. Общество. Инклюзия. 2017. № 4. С. 92-102.

6. Мухаметзянова Г. В., Айтуганов И. М., Корчагин Е. А., Матухин Е. Л., Самолдина Л. Н., Сафин Р. С. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации. Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 5-10.

7. Землянский В. В., Канакин Я. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов. Вопр. соврем. науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. № 1. С. 104-110.

8. Greinert W.-D., Wolf S. Die Berufsschule - radikale Neuorientierung oder Abstieg zur Restschule? 2. Aufl. Berlin: Universitätsverlag der TU Berlin, 2013, 249.

9. Kutscha G. Bildung im Medium des Berufs? Ein kritisch-konstruktiver Beitrag zur Auseinandersetzung mit der bildungstheoretischen Grundlage der Berufs- und Wirtschaftspädagogik durch Herwig Blankertz unter besonderer Berücksichtigung neuerer Beiträge zur Theorie der beruflichen Bildung. Pädagogische Korrespondenz, 2011, 43: 65-83. https://doi.org/10.25656/01:8825

10. Schulz K. Das Duale System der Beruflichen Bildung in Deutschland. Darstellung und Kritik. Munich: GRIN Verlag GmbH, 2007, 64.

11. Кольга В. В., Шувалова М. А. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.

12. Шумакова О. В., Мозжерина Т. Г., Комарова С. Ю., Гаврилова Н. В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 4.

13. Kulay S. V., Kayachev G. F. Innovative model of practice-oriented training of employees of the town-forming enterprise in the mining region (by the Example of JSC "SUEK-Kuzbass"). E3S Web of Conferences: Proc. IInd Intern. Innovative Mining Symposium, Kemerovo, 20-22 Nov 2017. EDP Sciences, 2017, vol. 21. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20172104029

14. Шадрин А. И. Интеграция образования и науки в регионе: вопросы теории и практики. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. 218 с.

15. Шайдуллина А. Р. Интеграция ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2010. 413 с.

16. Овсиенко Л. В., Зимина И. В., Есенина Е. Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона. Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 5. С. 339-343.

17. Григорьева Н. В., Мокрецова Л. А., Швец Н. А. Технология подготовки специалистов в условиях дуального обучения. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 109-115.

18. Тешев В. А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2014. № 1. С. 144-150.

19. Мороденко Е. В., Медовикова Е. А. Анализ проблем конфликтности на предприятиях угольной промышленности Кузбасса. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 4. С. 300-303.

20. Мороденко Е. В., Медовикова Е. А. Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья на предприятиях угольной промышленности Кузбасса. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 86-89.

21. Денчук Д. С., Замятина О. М., Минин М. Г., Садченко В. О. Анализ компетенций инженерного изобретательства в практике российского и международного высшего профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

22. Кузин Е. Г. Методы управления результатом образования путем формирования обратной связи от студентов при постановке открытых задач. Новый взгляд на систему образования: сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. (Прокопьевск, 14-15 апреля 2021 г.) Прокопьевск: Филиал КузГТУ в г. Прокопьевске, 2021. С. 70-74.

23. Григорьева Н. В. Траектория профессионального роста как инструмент профессиональной компетентности специалиста в условиях дуального обучения. EurasiaScience: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 31 января 2017 г.) М.: Актуальность.РФ, 2017. С. 63-66.


Войти или Создать
* Забыли пароль?