г. Москва и Московская область, Россия
В свете мировоззренческого цивилизационного кризиса современной эпохи особую актуальность обретает моделирование новых государственно-правовых форм цивилизационного единства с использованием методов абстрагирования, анализа и синтеза, конкретно-исторического и сравнительно-правового подходов. Наблюдение за политическими и правовыми процессами позволяет строить гипотезы трансформаций современных государств. Цель – анализ возможных форм государственного единения славянских стран. На основе научного наследия Н. Я. Данилевского рассматриваются теоретико-правовые вопросы современных подходов к созданию Всеславянского союза народов и государств; анализируются цивилизационные противоречия между самими славянскими народами, между Россией и современным Западом. Аргументируется возможность трех уровней славянского единства: 1) сохранение общего народного духа славянских народов, взаимопроникновения культуры, искусства, литературы и науки славянских государств; важность славянской самоидентификации; 2) создание межгосударственной конфедерации славянских государств; 3) создание Славянской Федерации (Российского Союза), куда уже сегодня могут войти Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Сербия (при воссоединении с ней Республики Сербской). Сделан политико-правовой вывод о возможности и целесообразности государственно-правового единения славян, которое должно иметь разные уровни и формы. При имеющемся опыте конституционного и государственного строительства европейских стран важность представляет не унификация политических режимов и общественных систем, а создание международно-правового механизма согласования общеславянских интересов в Европе; сохранение традиции близости и взаимовлияния культуры и искусства, повседневного уклада и ментальности славянских народов. Создание общеславянского межгосударственного механизма согласования интересов станет стабилизирующим фактором развития всей Европы. Российский (Славянский) Союз как союзное государство возможен при гражданской консолидации и политической воле народов конкретных государств, ориентирующихся на объединение с Россией.
Н. Я. Данилевский, славяне, государство, Всеславянский союз, федерация, цивилизация, православие, Россия, Запад
1. Бабурин С. Н. Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма. М.: Норма, 2020. 536 с.
2. Бабурин С. Н. Нравственное государство как политико-правовая идея, время которой пришло. Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 1. С. 14-20.
3. Керимов А. Д. Нравственность, государство, капитализм: размышления о теории нравственного государства С. Н. Бабурина. Государство и право. 2022. № 1. С. 98-109.
4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.
5. Тулаев П. В. Русь, славяне и их соседи в древности. М.: Вече, 2019. 560 с.
6. Кикешев Н. И. История Евразии. Истоки. Гипотезы. Открытия. Т. 1: Сибирь - дом человечества. М.: ИМЦ, 2018. 580 с.
7. Кикешев Н. И. Славянская идеология. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 704 с.
8. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.: Республика, 1996. 798 с.
9. Гиренок Ф. И. Россия и Европа: что изменилось после Данилевского? Тетради по консерватизму. 2020. № 3. С. 195-198.
10. Бляхман Б. Я. Гражданское общество: основные критерии формирования и функционирования. Кемерово: Кузбасс, 2005. 552 с.
11. Вернадский Г. В. Монгольское иго в русской истории. Основы евразийства, сост. Н. Агамалян и др. М.: Арктогея-Центр, 2002. С. 351-362.
12. Коваль Б. И., Семёнов С. И. Цивилизационная идентификация России и ибероамериканские параллели. М.: ИЛА РАН, 1998. 70 с.
13. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. М.: АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 318 c.
14. Тойнби А. Дж. Постижение истории: сборник. М.: Прогресс; Культура, 1996. 607 с.
15. Величко А. М. Божественный лик Византии. М.: Вече, 2020. 640 с.
16. Струве П. Б. Patriotica: политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. 527 c.
17. Панченко А. Б. Наднационализм в эпоху национализма: цивилизационный подход от Н. Я. Данилевского до В. И. Ламанского. Тетради по консерватизму. 2020. № 3. С. 121-134.
18. Карпов С. П. Размышления о понимании истории и проблемах исторического образования. М.: РАН, 2019. 48 с.
19. Величко А. М. Церковь и политический идеал. М.: Вече, 2020. 688 с.
20. Кожевников Ф. И. Русское государство и международное право (до ХХ века). М.: Зерцало, 2014. 312 с.
21. Рагимов И. М., Бабурин С. Н., Голик Ю. В., Дук Ю. И., Коробеев А. И. Современное государство в эпоху глобальных трансформаций: аналитический доклад. СПб.: Юридический центр-Академия, 2019. 344 с.
22. Захарцев С. И. Право: новые идеи и прочтения. М.: Юрлитинформ, 2021. 440 с.
23. Бабурин С. Н. Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств. Труды Института государства и права РАН. 2022. Т. 17. № 1. С. 57-76.
24. Бабурин С. Н. Интеграционный конституционализм. М.: Норма; ИНФРА-М, 2022. 264 c.
25. Багдасарян В. Э. Матрицы общественного сознания. М.: Наше завтра, 2021. 416 с.
26. Шульженко Ю. Л. Из истории федерации в России (монархический период). М.: ИГП РАН, 2005. 175 с.