ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель – исследовать возможности использования цифровых инструментов в процессе преподавания иностранного языка в вузе для формирования способности студентов к продуктивному установлению контактов и сотворчеству. Проводится анализ принципов экосистемного подхода на основе теоретических и практических экономических, философских, психолого-педагогических исследований. Акцентируется внимание на необходимости формирования способности студентов к плодотворному взаимодействию и эффективной коммуникации как к одним из принципов экосистемного подхода в образовании. Раскрыты основные тенденции и направления цифровизации в современном образовании. Исследованы возможности интеграции цифровых инструментов в учебный процесс с целью организации образовательной среды, способствующей продуктивному сотворчеству в условиях цифровизации. Детально рассмотрено и обосновано использование в процессе преподавания иностранного языка таких цифровых инструментов, как виртуальная доска Miro, приложение и онлайн-платформа Nearpod, портал 4portfolio.ru и сервис Google Calendar. Представлены данные эмпирического исследования, проведенного среди студентов, обучающихся по IT-направлениям. Сделан вывод об эффективности использованного формата организации учебного процесса, способствующего творческому взаимодействию студентов, генерированию прогрессивных идей и неординарных решений, поддержке позитивной мотивации, формированию деловой коммуникации и приобретению опыта делового общения.

Ключевые слова:
экосистемный подход, цифровизация, цифровые инструменты, преподавание иностранного языка, деловая коммуникация, продуктивное взаимодействие, высшее образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме. Молодой ученый. 2019. № 28. С. 246-249. EDN: JFIGNX

2. Одум Ю. П. Экология. М.: Мир, 1986. Т. 1. 328 с.

3. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования. Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84-91. EDN: RSEWVH

4. Якубовская Е. Г. «Цели 2000» как начало нового этапа образовательной политики США (90-е годы XX в.). Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века: мат-лы 5-й науч.-практ. конф. молодых ученых. (Москва, 18 апреля 2002 г.) М.: Б. и., 2002. Вып. 5. С. 159-167.

5. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике. Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2. С. 175-189. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14

6. Кремнева Л. В., Заведенский К. Е., Рабинович П. Д., Апенько С. Н. Стратегирование образования: экосистемный переход. Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. С. 656-677. https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.656-677

7. Kaplan A. Lifelong learning: conclusions from a literature review. International Online Journal of Primary Education, 2016, 5(2): 43-50.

8. Розин В. М. Экосистемный, культурно-средовой подход в образовании. Культура культуры. 2021. № 4. EDN: PSKXYX

9. Куклина Л. В., Куклин С. Я. Теоретические основы исследования экосистемного подхода к управлению образовательной деятельностью. Современное педагогическое образование. 2021. № 8. С. 27-33. EDN: NYHTUN

10. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 116-121. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113

11. Луцеин М. В. Цифровизация образования: понятие, технологии, способы реализации. Актуальные проблемы развития образования на современном этапе: мат-лы симпозиума в рамках XVI (XLVIII) Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. (Кемерово, 1-30 апреля 2021 г.) Кемерово: КемГУ, 2021. Вып. 22. С. 27-31. EDN: YCGGIC

12. Kolomiets S. V., Medvedeva E. V., Perevalova A. A. Innovation in teaching multicultural future specialists in Kuzbass coal mining region: a flipped classroom approach. E3s Web of Conferences: Proc. 5th Intern. Innovative Mining Symposium, IIMS 2020, Kemerovo, 19-21 Oct 2020. EDP Sciences, 2020, vol. 174. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404026

13. Князева С. Ю., Капелюшник Д. М., Пушкарева Е. Н. Цифровые инструменты и сервисы для учителя. Педагогика информатики. 2020. № 3. URL: http://pcs.bsu.by/2020_3/1ru.pdf (accessed 28 Oct 2022). EDN: BSLNET

14. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций. Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 61-73. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73

15. Шайхутдинова Л. М. Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 5. С. 512-516. EDN: AMZFKR

16. Астапенко Е. В., Бедарева А. В. Дидактические возможности виртуальной доски Miro и образовательного ресурса Wordwall для организации работы студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе. Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 1. С. 7-24. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-1-7-24

17. Горовенко Л. А., Алексанян Г. А. Анализ дидактических возможностей использования в образовательном процессе инструментария виртуальной доски RealTimeBoard. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Естественно-математические и технические науки. 2019. № 2. С. 47-53. EDN: DWEOIL

18. Перевалова А. А. Возможности информационно-коммуникационных технологий как субъекта педагогической интеракции. Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. https://doi.org/10.17513/spno.30098

19. Машевская О. В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества. Веснiк Палескага дзяржаўнага ўнiверсiтэта. Серыя грамадскiх i гуманiтарных навук. 2020. № 1. С. 37-44. EDN: LECURE

20. Курбацкий В. Н. Цифровой след в образовательном пространстве как основа трансформации современного университета. Вышэйшая школа. 2019. № 5. С. 40-45. EDN: AKEQXD

21. Степаненко А. А., Фещенко А. В. «Цифровой след» студента: поиск, анализ, интерпретация. Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4. С. 58-62. https://doi.org/10.17223/16095944/68/9

22. Тихонова Н. В. Использование цифрового портфолио при оценивании профессиональных компетенций будущих учителей. Казанский лингвистический журнал. 2021. Т. 4. № 3. С. 440-457. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.3.440-457

23. Нам Т. А. Электронное портфолио студентов как инновационная технология в высшем профессиональном образовании. Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 318-330. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2020-79-2-318-330

24. Джусубалиева Д. М., Мамбетказиев А. Е., Мамбетказиев К. Т. Современные инновации в образовании в условиях глобализации. Социально-экономическое пространство современного мира: технологии прорывов и сохранение традиций: мат-лы Междунар. мультидисциплинарной науч.-практ. конф. (Астрахань, 20 марта 2019 г.) Астрахань: Триада, 2019. С. 23-31. EDN: OKEMYL


Войти или Создать
* Забыли пароль?