ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Концепция непрерывного образования, федеральные образовательные документы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, обязательные требования предусматривают применение в образовательном процессе моделей, технологий и методов, направленных на формирование у обучающихся высоких показателей в развитии культуры и навыков коммуникации. Предмет исследования – процесс развития коммуникативной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка с применением междисциплинарной интеграции. Цель – подтвердить результативность педагогической модели развития коммуникативной культуры будущих менеджеров. В статье использованы следующие методы исследования: диагностические (анкетирование, тестирование, беседа, опрос, интервью), теоретический анализ и обобщение отечественной психолого-педагогической литературы. Показана возможность применения междисциплинарных связей иностранного языка с общепрофессиональными дисциплинами. Разработана и апробирована педагогическая модель, включающая в себя систему взаимоопределяющих и дополняющих друг друга блоков, каждый из которых имеет определенное функциональное наполнение. Содержательная составляющая модели представляет собой совокупность организационно-педагогических условий, принципов, методов, средств обучения, которые дают возможность моделировать реальные ситуации и разнообразные аспекты профессиональной деятельности менеджера. Обосновано, что дополнительный профессионально-ориентированный комплекс Bridge to Communication, имеющий междисциплинарный характер, позволяет использовать речевую деятельность для эффективного управления процессами делового общения в целях развития коммуникативной культуры будущих менеджеров. В процессе реализации экспериментального исследования изучены и модифицированы важные показатели коммуникативной культуры будущих менеджеров. Представлены конечные экспериментальные данные, позволяющие оценить эффективность разработанной модели.

Ключевые слова:
педагогическая модель, коммуникативная культура, иноязычное деловое общение, профессионально-­коммуникативные компетенции, междисциплинарные связи, менеджер
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века. Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. Кемерово: АЛЕФ, 1993. С. 9-106. EDN: TXUAUV

2. Бирюкова Е. А. О значении понятия «культура». Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 131-134. EDN: XECEBP

3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Аспект-пресс, 2000. 591 с.

4. Злобин Н. С. Культурные смыслы науки. М.: Рос. ин-т культурологии, 1997. 288 с.

5. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

6. Межуев В. М. Философия культуры в системе современного знания о культуре. Проблемы философии культуры, отв. ред. С. А. Никольский. М.: ИФ РАН, 2012. С. 3-16. EDN: UKMLJH

7. Андреева С. М., Андреева А. М. Лингвистическая и коммуникативная сущность диалога. Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2015. № 4. С. 252-256. EDN: TVFHBL

8. Гаврилова О. В. Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки. Молодой ученый. 2017. № 21.1. С. 3-5. EDN: YUHSCN

9. Зеленова Д. П. Особенности процесса обучения деловому английскому языку студентов-магистрантов неязыкового вуза с применением технологии «учебно-тренировочная фирма». Иностранные языки в диалоге культур: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (с Междунар. участием). (Саранск, 30 ноября - 2 декабря 2017 г.) Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 2018. С. 926-930. EDN: UWMYWQ

10. Кондрахина Н. Г., Петрова О. Н. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному диалогическому общению. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. № 2. С. 81-87. EDN: PIUZZV

11. Парникова Т. В., Озерская С. Н. Обучение студентов неязыковых вузов профессионально-речевому общению на иностранном языке посредством аутентичных научных текстов профессиональной направленности. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 39. С. 86-94. EDN: HTXWYG

12. Сафонова В. В. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 38-50. EDN: YZFUBF

13. Кузьмина Л. Г., Соловова Е. Н., Стернина М. А., Вербицкая М. В. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: примерная программа. М.: Минобрнауки РФ, 2009. 24 с. EDN: TEGFJL

14. Андреев В. И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. 207 с.

15. Виханский О. С., Наумов А. И. «Другой» менеджмент: время перемен. Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 3. С. 105-126. EDN: HTYFVD

16. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.

17. Маслова Е. С. Психологическая компетентность менеджера по персоналу как детерминанта выбора стратегий найма сотрудников на работу. Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 4. С. 100-103. https://doi.org/10.21702/rpj.2008.4.15

18. Стернин И. А., Камбаралиева У. Д. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения. Коммуникативные исследования. 2018. № 2. С. 20-34. https://doi.org/10.25513/2413-6182.2018.2.20-34

19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

20. Знаменская С. В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовке в вузе: дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 212 с. EDN: NMNQWX

21. Красоткина И. Н. Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2005. 222 с. EDN: NNGAQV

22. Самыгин С. И., Никуленко Т. Г. Психология управления для студентов вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 190 с. EDN: UVWEBR

23. Штанько Е. В. К вопросу о формировании профессионально-ориентированной языковой компетенции бакалавров и магистров в сфере менеджмента. Актуальные задачи педагогики: мат-лы III Междунар. заоч. науч. конф. (Чита, 20-23 февраля 2013 г.) Чита: Молодой ученый, 2013. С. 173-180. EDN: WCUKMX

24. Шахматова Е. В. Формирование умений делового общения у студентов неязыковых специальностей гуманитарного вуза средствами иностранного языка: на примере английского языка: дис. … канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2009. 209 с. EDN: QEJICZ

25. Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры. Вестник университета. 2016. № 10. С. 261-266. EDN: XCCQTH

26. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты. Ижевск: УдГУ, 2012. 116 с.

27. Богомолова М. Н., Сейранов С. Г., Юрьев Ю. Н. Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 5. С. 40-44. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p40-44

28. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Булат, 2000. 351 с.

29. Муравьев Ю. Л. Современный менеджмент: технология или искусство. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 2. С. 53-57. EDN: WBKGNR

30. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций. М.: РИП-холдинг, 2005. 247 с. EDN: QODQAF

31. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.

32. Кузьмина Н. В., Варфоломеева Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста. СПб.: НУ "ЦСИ", 2015. 315 с.

33. Пищик Е. В. Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды. Образование: прошлое, настоящее и будущее: мат-лы III Междунар. науч. конф. (Краснодар, 20-23 августа 2017 г.) Краснодар: Новация, 2017. С. 68-71. EDN: ZDSUHV

34. Романова Е. В. Этика и этикет в межкультурной научной коммуникации. Поволжский педагогический поиск. 2019. № 2. С. 69-73. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2019-2-28-69-73

35. Кузнецов И. Н. Деловое общение. Деловой этикет. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 431 с. EDN: SURFFJ

36. Стеняшина Н. Л., Новикова Ж. С. Практика развития коммуникативной культуры студентов-менеджеров в рамках интегрированного курса «Мост к пониманию». Концепт. 2021. № 3. С. 17-30. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11011

37. Афанасьева О. Ю. Реализация принципа междисциплинарности при педагогическом управлении коммуникативным образованием студентов вузов. Вестник развития науки и образования. 2007. № 1. С. 225-229.

38. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 387 c. EDN: NMBYFT

39. Дмитриева Н. К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-­ориентированному иностранному языку. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 168-172. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-168-172

40. Дробышева Н. Н. Интегративный компонент как связующий элемент предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. С. 82-84. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00034

41. Теоретико-методологические подходы к обеспечению финансовой грамотности посредством предметно-языкового интегрированного обучения, отв. ред. Г. А. Дубинина. М.: Русайнс, 2019. 400 с. EDN: OTVNID

42. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока. Инновационные педагогические технологии: мат-лы II Междунар. науч. конф. (Казань, 20-23 мая 2015 г.) Казань: Бук, 2015. С. 113-115. EDN: TYAZER

43. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

44. Акимова О. Б., Мальцева Л. Е. Реализация междисциплинарных связей иностранного языка и специальных дисциплин при подготовке специалистов ресторанного сервиса. Научные исследования в образовании. 2010. № 6. С. 17-20. EDN: MWNPJN

45. Тимченко И. И. Формирование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук. Харьков, 2001. 20 с.

46. Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования. Современная педагогика. 2015. № 8. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791 (accessed 18 Mar 2022). EDN: UHWCVR

47. Ядровская М. В. Модели в педагогике. Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139-143. EDN: PVQXAJ

48. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность. Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 4. С. 22-26. EDN: UPEODD

49. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. 200 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?