РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПОНИМАНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель – выявить психологические основания развития критического мышления в ходе обучения студентов пониманию. В исследовании приняли участие 57 студентов Тихоокеанского государственного университета. При осуществлении специально организованной деятельности, направленной на развитие понимания, применялись следующие способы работы с методологическим текстом: определение доминирующей темы текста, составление вторичного текста, составление синквейна, готовность формулировать гипотезы при их отсутствии в научном тексте, проекция на образовательный процесс. Раскрыта особая роль субъектного подхода, сделан акцент на психологические основы обучения пониманию, среди которых принципы обучения, способы понимания, разработанные нами специальные приемы, направленные на развитие критического мышления обучающихся с целью понимания методологических текстов. В границах принципа порождения обновленного смысла и отношения фиксируется необходимость изменений традиционных подходов становления критического мышления. Принцип познавательного «упорядочивания» явлений и событий позволяет структурировать имеющиеся знания, на их основе определять собственные модели поведения с окружающими людьми. Принцип субъектности ориентирован на установление качественных и продуктивных взаимоотношений между педагогом и студентом. Представлены показатели развития критического мышления, по которым можно судить о развитии понимания в обучении. Статистическая обработка результатов исследования показала положительную динамику развития критического мышления в процессе обучения студентов пониманию на основе анализа методологических текстов.

Ключевые слова:
психология обучения, психологические исследования, понимание текста, нарративный текст
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Бахтин М. М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники: eжегодник 1984-1985, отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1986. C. 8-160. EDN: VWTSPT

2. Курочкина Л. Я. Философские проблемы социогуманитарных наук. 2-е изд. Воронеж: ВГТУ, 2010. 197 с. EDN: QWZSPN

3. Мехтиев В. Г. Истоки кризиса в гуманитарном знании. Феномен кризиса в контексте современного гуманитарного знания, под ред. Н. Б. Москвиной. Хабаровск: ДВГГУ, 2009. С. 4-7. EDN: QOAMYN

4. Мухаметзянова Л. Ю. Когнитивный диалог как человекообразующая стратегия образования. Казанский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 34-41. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.146.3.004

5. Talwar A., Tighe E. L., Greenberg D. Augmenting the simple view of reading for struggling adult readers: a unique role for background knowledge. Scientific Studies of Reading, 2018, 22(5): 351-366. https://doi.org/10.1080/10888438.2018.1450410

6. Мосунова Л. А., Борзова Т. В. Развитие национальной культурной идентичности студентов гуманитарных специальностей в процессе обучения продуцированию нарративных текстов. Перспективы науки и образования. 2021. № 6. С. 141-154. https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.10

7. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.

8. Miyamoto A., Pfost M., Artelt C. The relationship between intrinsic motivation and reading comprehension: mediating effects of reading amount and metacognitive knowledge of strategy use. Scientific Studies of Reading, 2019, 23(6): 445-460. https://doi.org/10.1080/10888438.2019.1602836

9. Леушина Н. А. Метакогнитивное знание в обучении иноязычному чтению студентов инженерных специальностей: роль, компоненты, способы формирования. Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 4. С. 52-64. https://doi.org/10.15393/j5.art.2020.6347

10. Борзова Т. В. Психология обучения студентов пониманию. Хабаровск: ТОГУ, 2018. 200 с.

11. Кузина Н. В. Личный текст, акцентуации и нарративная психотерапия. New trends of global scientific ideas. 2016: Proc. 10th Intern. Sci.-Prac. Congress of Pedagogues, Psychologists and Medics. (Geneva, 10 Mar 2016) Geneva: European Association of pedagogues and psychologists "Science", 2016. Vol. 1. P. 312-315. EDN: VTNKPB

12. Глазков А. В., Глазкова Е. А. Нарративные тексты и их использование в сопоставительном чтении. Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 17-22. EDN: XWWMOV

13. Знаков В. В. Тезаурусное и нарративное понимание событий как проблема психологии человеческого бытия. Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 3. С. 105-119. EDN: QAAUET

14. Борзова Т. В. Нарративное понимание субъектом себя и окружающей действительности в процессе обучения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1-1. С. 72-78. EDN: TORBTJ

15. Абрамовских Е. В. «Нарративные трансформации» в текстах неклассической парадигмы художественности (кино, литература). Научный диалог. 2018. № 1. С. 71-82. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-71-82

16. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с. EDN: RAALEH

17. Пригожин И. Р. Определено ли будущее? 2-е изд., испр. М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. 240 с.

18. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань: ИССО РАО, 1996. 71 с.

19. Куликова Л. В., Микалаускайте Е. Ю. Функционально-прагматический подход к исследованию ксенонарративных текстов в пространстве литературно-нарративной коммуникации. Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 2. С. 403-418. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(2).403-408

20. Колмогорова А. В. Нарративная специфика русскоязычных эмоциональных интернет-текстов. Когнитивные исследования языка. 2020. № 2. С. 610-613. EDN: SOOARL

21. Елфимова М. М. Нарратив как инструментальное средство произвольного смыслообразования. Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 90-103. EDN: YVAYIN

22. Василюк Ф. Е. Структура и специфика теории понимающей психотерапии. Московский психотерапевтический журнал. 2008. № 1. С. 5-33.

23. Erzählen und moral. Narrativität im spannungsfeld von ethik und aesthetik, Hrsg. Mieth D., Pfaff D. Tübingen: Attempto, 2000, 286.

24. Bruner J. Self-making and world-making. Journal of Aesthetic Education, 1991, 25(1): 67-78. https://doi.org/10.2307/3333092

25. Daiute C. Narrating refuge. Europe′s Journal of Psychology, 2017, 13(1): 1-15. https://doi.org/10.5964/ejop.v13i1.1386

26. Webster J. D., Vowinckel J., Ma X. The meaning of temporal balance: does meaning in life mediate the relationship between a balanced time perspective and mental health? Europe′s Journal of Psychology, 2021, 17(1): 119-133. https://doi.org/10.5964/ejop.2415

27. Турушева Ю. Б. Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 24-32.

28. Koschorke A. Wahrheit und erfindung: grundzüge einer allgemeinen erzähltheorie. Frankfurt am Main: S. Fischer, 2012, 480. https://doi.org/10.17759/chp.2016120203

29. Šimleša M., Guegan J., Blanchard E., Tarpin-Bernard F., Buisine S. The flow engine framework: a cognitive model of optimal human experience. Europe's Journal of Psychology, 2018, 14(1): 232-253. https://doi.org/10.5964/ejop.v14i1.1370


Войти или Создать
* Забыли пароль?