Калининград, Россия
Кемерово, Россия
Поставлена проблема недостаточного осмысления на методологическом уровне в отечественной юридической науке вопросов развития такого междисциплинарного научного направления, как правовая иконография, и применения иконографического (иконологического) методов научного исследования. Особое внимание уделено историко-правовой науке. Интерес к правовой иконографии обосновывается источникоцентричным подходом к предмету исследования в социогуманитарных науках, в том числе истории права, требующих расширения не только предмета исследования, но и методологии. Рассматривается история возникновения иконографии (правовой иконографии) как самостоятельного научного направления. Формулируются основные задачи иконографии – систематизация и описание. Предложено авторское определение понятия правовая иконография – междисциплинарное направление научных исследований, предметом которого является описание и интерпретация изобразительных источников, связанных с юридическим содержанием. Раскрыта сущность иконографического (описание общей темы изображения, поиск и определение деталей, их атрибуции, истолкование образов, аллегорий, в целом интерпретация сюжета) и иконологического методов научного исследования, и продемонстрированы примеры их применения в историко-правовой науке. Определены возможные области иконографических исследований в праве. Сделан вывод о необходимости продолжения дискуссии в отношении проблем использования иконографического (иконологического) метода научного исследования в праве, о перспективах развития правовой иконографии в отечественной юриспруденции.
правовая иконография, иконографический метод, иконологический метод, история права, методология юридической науки, юридическое источниковедение
1. Неволин К. А. Полное собрание сочинений. Т. 3: История российских гражданских законов. Ч. 1: Введение. Кн. 1: О союзах семейственных. СПб.: Тип. Э. Праца, 1857. XVI+444 с.
2. Юшков С. В. Курс истории государства и права СССР. Т. 1: Общественно-политический строй и право Киевского государства. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1949. 544 с.
3. История политических и правовых учений, под общ. ред. В. С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.
4. Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГГУ, 2008. 360 с. EDN: RWKKJL
5. Didron A. N. Iconographiechretienne. Histoire de dieu. Paris: Impr. royale, 1843, 624.
6. Варбург А. Великое переселение образов: исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008. 382 с. EDN: QRMURH
7. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб.: Азбука-классика, 2009. 432 с. EDN: QRNGAR
8. The art of law: artistic representations and iconography of law and justice in context, from the Middle Ages to the First World War, eds. Huygebaert S., Martyn G., Paumen V., Bousmar E., Rousseaux X. Springer, 2018, vol. 66. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90787-1
9. Amira K. von. Die Dresdner Bilderhandschrift des Sachsenspiegels. Erster Band: Facsimile der Handschrift. Leipzig 1902. Zweiter Band: Erläuterungen. Teil I, Leipzig 1925 und Teil II, Leipzig 1926.
10. Amira K. von. Die Handgebärden in den Bilderhandschriften des Sachsenspiegels. München, 1905, 165.
11. Amira K. von. Der Stab in der Germanischenrechtssymbolik. München: Verlag der Königlichbayerischenakademie der wissenschaften, 1909, 180.
12. Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования. Диалог со временем. 2014. № 46. С. 95-108. EDN: SCYWJT
13. Маслов В. М. Философия визуального поворота: от теории к практике. Философская мысль. 2019. № 12. С. 39-56. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2019.12.31335
14. Морозова О. В. Методологический анализ структуры иконографического и иконологического методов в историко-архитектурном исследовании. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 4. С. 37-53. EDN: OKLRAH
15. Щипина Р. В. Методы искусствознания: исторический обзор. Манускрипт. 2021. № 10. С. 2013-2023.
16. Алексеев А. И. Юридическая действительность в изобразительном искусстве. М.: Юрлитинформ, 2007. 124 с. EDN: QQPVBP
17. Вишневский В. Г., Рассолов М. М., Алексеев А. И., Аверин М. Б., Ерохина Ю. В., Шершнева-Цитульская И. А., Малов Ю. К., Шматков И. И., Федорченко А. А. Право и история художественной культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 431 с. EDN: VRRSHJ
18. Иванова В. Я. Методологическая траектория изучения древнерусской иконы: от иконографии к семиотике. Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2011. № 2. С. 235-242. EDN: LQERVJ
19. Ковкель Н. Ф. Методологический потенциал семиотики в исследовании новых реалий правовой коммуникации. Правовая коммуникация государства и общества: отечественный и зарубежный опыт: Междунар. науч. конф. (Воронеж, 11-12 сентября 2020 г.) Воронеж: Наука-Юнипресс, 2020. С. 110-117. EDN: TLNDKE
20. Ковкель Н. Ф. Перспективы семиотической парадигмы современной юриспруденции. Научный Арцах. 2019. № 1. С. 213-231. EDN: RUPWBC
21. Ковкель Н. Ф. Семиотика права: проблемы определения основных концептов и выбора парадигмы. Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2017. № 4. С. 38-59. EDN: ZWJDWX
22. Чореф М. М. Иконография императоров-иконоборцев как средство легитимации власти. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2015. № 13. С. 56-62. EDN: VAWGAP
23. Егоров А. С. «Правосудие Камбиза» Герарда Давида и проблемы иконографии «примеров правосудия» в европейском искусстве позднего Средневековья. Дом Бурганова. Пространство культуры. 2009. № 1. С. 120-133. EDN: JXRGWR
24. Тогоева О. И. Миниатюры правового содержания во французских хрониках XIV-XV вв.: между иллюстрацией и текстом. Люди и тексты. Исторический альманах. 2021. № 14. С. 112-137. EDN: JPELPV