Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Современная система образования во многих регионах испытывает кадровый голод как в количественном, так и в качественном отношении. Вполне обоснованные высокие требования к педагогическим работникам обуславливают актуальность продуманного и скрупулезного подхода к вопросам формирования потенциала учителей, преподавателей, других наставников образовательных организаций. Исследование нацелено на определение понятия кадрового потенциала региональной системы образования и разработку системы показателей для его анализа. Именно с этого шага должна начинаться системная работа по обеспечению учреждений образования высококлассным персоналом. На основе анализа научных и методических источников о подходах к пониманию содержания и структуры кадрового потенциала предложено авторское определение кадрового потенциала региональной системы образования, а также количественные и качественные показатели для его характеристики. К количественным отнесены такие параметры, как численность персонала; половозрастной состав; показатели, отражающие уровень и профиль образования, трудовой стаж, опыт, квалификацию; показатели здоровья и использования рабочего времени. К качественным – здоровье, физическое состояние; квалификация; профессионализм; творческий потенциал; деловые качества; социально-психологическая составляющая; временные ресурсы. Количественные показатели фиксируются и анализируются с помощью статистических данных, качественные исследуются преимущественно с помощью социологических и социально-психологических методов.
кадровый потенциал, педагогический работник, система образования, регион, количественные показатели, качественные показатели
1. Морозова Е. А., Кочнева О. П. Миграционные настроения молодежи Кемеровской области - Кузбасса. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 3. С. 326-338. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-338
2. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Журавлева О. В., Нерсисян А. М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России. Экономика труда. 2020. Т. 7. № 3. С. 253-266. https://doi.org/10.18334/et.7.3.100709
3. Тучина О. Р. Карьерные ориентации молодежи в контексте представлений о будущем. Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. № 3. С. 125-137. https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-125-137
4. Петренко А. И., Романова Г. А. Планирование жизни и профессиональная ориентация: проблемы и перспективы. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 125-128. EDN: USDJLS
5. Гайфуллин А. Ю. Профессиональные ориентиры и карьерные установки современной учащейся молодежи: социологический анализ. Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 3. С. 140-150. EDN: LDKTCN
6. Гелих О. Я., Левицкая А. Н., Покровская Н. Н. Социологический анализ социальных установок профессионального и карьерного роста в контексте цифровой экономики и общества знаний. Социология и право. 2020. № 3. С. 12-24. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-3-12-24
7. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020
8. Морозова Е. А., Кузнецова Т. А. Профессиональные предпочтения кузбасской молодежи. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 2. С. 171-179. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-2-171-179
9. Амбарова П. А. Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования. Социологический журнал. 2021. Т. 27. № 3. С. 97-120. https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8426
10. Демиденко С. Ю. Трудоустройство, карьера, мобильность молодежи: институциональные и личностные факторы. Социологические исследования. 2020. № 2. С. 160-162. https://doi.org/10.31857/S013216250008523-8
11. Павленко Е. С., Якубовская А. А. Интерпретации взросления и формирование образовательных траекторий. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 376-390. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1604
12. Долженко Р. А., Лобова С. В. Поиск базовых детерминант миграционного поведения молодежи. Регион: экономика и социология. 2020. № 1. С. 97-118. https://doi.org/10.15372/REG20200105
13. Никулина Ю. Н. Особенности реализации региональной политики кадрового обеспечения экономики. Развитие и взаимодействие реального и финансового секторов экономики в условиях цифровой трансформации: Междунар. науч.-практ. конф. (Оренбург, 24-25 ноября 2021 г.) Оренбург: ОГУ, 2021. С. 724-728. EDN: ARHFBA
14. Чебыкин И. А., Палкина М. В. Кадровый потенциал региона: понятие, оценка состояния, направления развития (на примере Кировской области). Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 3. С. 47-61. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-3-47-61
15. Симионеску М., Кривокора Е. И., Фурсов В. А., Астахова Е. А. Проблемы развития трудового потенциала регионов Российской Федерации с учетом их дифференциации. Terra Economicus. 2020. Т. 18. № 2. С. 117-138. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-2-117-138
16. Жданова А. В. Кадровая безопасность как фактор экономической безопасности Республики Башкортостана. Синергия Наук. 2020. № 53. С. 660-666. EDN: INYYDZ
17. Рыбкина М. В., Цыцарова Н. М. Формирование и развитие кадрового потенциала как условие успешной цифровизации экономик региона (на примере Ульяновской области). Финансовый бизнес. 2020. № 3. С. 43-52. EDN: STZLNP
18. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Почепаев И. А., Комиссаров Р. С., Назаренко В. С. Кадровая безопасность регионов в развитых, развивающихся и периферийных странах: сравнительный анализ. Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 4. С. 1501-1522. https://doi.org/10.18334/ce.15.4.111543
19. Котанджян А. В. Обоснование понятия и показателей кадровой составляющей экономической безопасности регионов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 1. № 4. С. 80-86. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2022.04.01.010
20. Власова О. В. Особенности развития кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям перехода к цифровой экономике. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 2. С. 111-114. https://doi.org/10.26140/anie-2021-1002-0013
21. Костенькова Т. А. Кадровый потенциал региона: сущность и основные факторы формирования. Экономика труда. 2019. Т. 6. № 3. С. 1149-1158. https://doi.org/10.18334/et.6.3.40946
22. Усков В. С. Воспроизводство кадрового потенциала инновационной экономики региона РФ: на примере Вологодской области. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. 189-214. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.2.8
23. Зайцева Е. В., Бушланова О. В. Теоретические основы развития кадрового потенциала образовательных организаций. История науки и техники в современной системе знаний: Шестая ежегодная конф. каф. Истории науки и техники (Екатеринбург, 8 февраля 2016 г.) Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. С. 58-62. EDN: XHFFDL
24. Кисляков А. В. Развитие кадрового потенциала образовательной организации как целевой ориентир деятельности руководителя организации дополнительного образования в условиях апробации и введения профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых». Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 1. С. 52-58. EDN: ZEKFKP
25. Кортунова Е. П. Проблемы кадрового потенциала в управлении инновационным развитием образовательного учреждения. Дискуссия. 2011. № 9. С. 149-154. EDN: OWCHYF
26. Кравцова Л. А. Междисциплинарная сущность компетентностного подхода в повышении квалификации и переподготовки кадрового потенциала образовательного учреждения. Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 99-105. EDN: NCHRDR
27. Просандеева Т. И., Ляхов А. В., Стеценко В. В. Формирование и развитие управленческих кадров сферы образования муниципалитетов в процессе укрепления взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 64-70. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-1-64-70
28. Стебловская Л. С. Полидеятельностное образовательное пространство как один их факторов профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 214-218. EDN: VPLELR
29. Тимофеева А. И. Формирование кадровой политики современного образовательного учреждения. Кадровая политика. 2016. № 4. С. 157-159.
30. Филатова Е. В. Мониторинговое исследование основных направлений кадровой политики образовательных организаций. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 220-222. EDN: YTXQBD
31. Tanjung B. N. Human resources (HR) un education management. Budapest International Research and Critics in Linguistics and Education (BirLE) Journal, 2020, 3(2): 1240-1249. https://doi.org/10.33258/birle.v3i2.1056
32. Sukawati N. N., Gunawan I., Ubaidillah E., Maulina S., Santoso F. B. Human resources management in basic education schools. Proceedings of the 2nd Early Childhood and Primary Childhood Education (ECPE 2020), 2020, 292-299. https://doi.org/10.2991/assehr.k.201112.052
33. Магомедов К. О. Кадровый потенциал России: социологический анализ проблем формирования и развития. Коммуникология. 2017. Т. 5. № 1. С. 134-146. EDN: YLNLGJ
34. Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом. М.: Приор, 1998. 512 с.
35. Соколов К. О., Староверов В. А., Сергеичева И. А. Кадровые ресурсы и их роль в формировании инновационной экономики региона. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3. С. 76-78. EDN: MBEFON
36. Сырбу А. Н. Компоненты кадрового потенциала, возможности их анализа и оценка стоимости. Транспортное дело России. 2010. № 1. С. 92-94. EDN: MNIUSX
37. Балина Т. Н. Разработка структурных компонентов кадрового потенциала организации. Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2018. № 2. С. 74-79. EDN: YTNSAX
38. Купера А. В. Совершенствование управления развитием кадрового потенциала вуза: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владивосток, 2007. 27 с.