Кемерово, Россия
Цель – исследовать реализацию регулятивной функции в сфере интернет-коммуникации на примере такого распространенного жанра социальных сетей, как блог. Материалом послужила дискуссия в блоге Ольги Юрочкиной «Мелочи жизни». Объектом исследования стали высказывания участников обсуждения по вопросам отношения к орфографо-пунктуационной безграмотности на страницах Интернета, ее причин и возможностей регулирования. Методология проведения работы состоит в сопоставительном подходе. Выдвигается гипотеза, согласно которой существует достаточно определенная граница между специальным (филологическим) и обыденным знанием (первый аспект) и, следовательно, дискутирующие со специальным образованием будут выдвигать требование более жесткой регулятивности в отношении следования конвенциональным правилам (второй аспект). В результате исследования намечена типология высказанных взглядов на причины ошибок. Выявлено, что причины, ход и результаты обсуждения в Интернете носят иной, чем подобные обсуждения на предшествующих этапах, характер. Регулятивная функция не формулируется в обсуждении прямо, но вытекает из самой постановки вопроса и кроется в латентном содержании высказываний.
социальные сети, блог, регулятивная функция, грамотность, виртуальное общение, ошибки, опечатки
1. Алтухова Т. В. Соотношение элементов устной и письменной речи в виртуальной коммуникации. Сибирский филологический журнал. 2012. № 1. С. 150-154. https://www.elibrary.ru/owhddp
2. Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 4. С. 125-131. https://www.elibrary.ru/pjensz
3. Барышева С. Ф. «Устно-письменная» форма речи в интернет-коммуникации как проявление тенденции к разговорности и диалогичности. Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2021. № 64. С. 34-47. https://www.elibrary.ru/zeaaim
4. Волохов С. П. Естественная речь и мир повседневности: нахождение смысловых границ. Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. 2. Теория и практика современной письменной речи: конф. (Барнаул, 24-26 января 2003 г.) Барнаул: АлтГУ, 2003. С. 169-178. https://www.elibrary.ru/wytmar
5. Голев Н. Д. Метаязыковое сознание носителей русского языка как отражение их орфографического поведения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2006. № 1. С. 111-114. https://www.elibrary.ru/ozoprt
6. Князева Е. Г., Курбакова С. Н. Регулятивная функция языкового знака. М: ИТЦ, 2018. 247 с. https://www.elibrary.ru/yscghj
7. Колокольцева Т. Н. Разговорная речь и разговорный стиль интернет-эпохи. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 102-108. https://www.elibrary.ru/wzqyyx
8. Кронгауз М. А. «Лытдыбр» от блогера или как интернет-язык делает письменную речь формой существования разговорного языка. Русский мир.ru. 2009. № 6. С. 40-43. https://www.elibrary.ru/pubxpp
9. Лебедева Н. Б. Метаязыковое сознание участников интернет-коммуникации (общеязыковые аспекты). Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика, отв. ред. А. Н. Ростова. Кемерово; Барнаул: АлтГУ, 2008. С. 297-310. https://www.elibrary.ru/roqfdj
10. Лебедева Н. Б. О метаязыковом сознании юристов и предмете юрислингвистики (к постановке проблемы). Юрислингвистика. 2000. № 2. С. 50-64. https://www.elibrary.ru/wdlkcv
11. Щенников В. П. Этническое самосознание. Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика, отв. ред. А. Н. Ростова. Кемерово; Барнаул: АлтГУ, 2008. С. 472-475. https://www.elibrary.ru/wwnebh