Цель – рассмотреть особенности сетевого капитала лидеров молодежных организаций и его использование для их мобильности. С опорой на концепцию капиталов П. Бурдье, а также идеи Дж. Урри сетевой капитал лидеров молодежных организаций рассматривается как способность формировать и поддерживать социальные отношения с людьми без привязки к их географическому местонахождению, получая от этих отношений эмоциональные, финансовые или практические выгоды. Автором подчеркивается, что в современных условиях сетевой капитал дополняется и усиливается цифровым капиталом, проявляющимся в накопленных и развитых цифровых компетенциях молодежных лидеров, онлайн-активности в виртуальных молодежных сообществах и т. д. Накопление сетевого и цифрового капиталов возможно на разных этапах деятельности лидера в организации: до вступления, в процессе деятельности и после выхода из молодежной организации. На основе интервью экспертов и анализа биографий лидеров молодежных организаций сделаны выводы о широких возможностях лидеров, которые им предоставляет вовлечение в сети молодежных организаций. Эффекты сетевых взаимодействий проявляются на разных этапах жизненного пути лидера, способствуя его мобильности.
лидер, молодежь, молодежные организации, сеть, сетевой капитал, цифровой капитал
1. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74. https://elibrary.ru/oyuvrd
2. Бурмакина А. Л. Статус лидера в молодежных организациях и движениях (на примере этнокультурных объединений Кемеровской области). Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 1. С. 44-52. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-1-44-52
3. Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов. Медиаскоп. 2020. № 1. https://doi.org/10.30547/mediascope.1.2020.8
4. Гужавина Т. А. Социальный капитал молодежи: опыт социологического анализа. Социальное пространство. 2017. № 1. URL: http://socialarea-journal.ru/article/2187 (accessed 28 Apr 2023). https://www.elibrary.ru/yhzwvf
5. Давыдова Н. М., Тихонова Н. Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации. Социологические исследования. 2006. № 2. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/tixonova_davydova.pdf (accessed 28 Apr 2023). https://www.elibrary.ru/opcefj
6. Дятлов С. А. Сетевой человеческий капитал миллениалов как драйвер развития цифровой экономики. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 26-31. https://www.elibrary.ru/rziihl
7. Каравай А. В. Социальный капитал российских рабочих и их установки в отношении его накопления. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 1-15. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.3.01
8. Кранзеева Е. А. Специфика политического сознания и поведения современных женщин. Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. С. 173-183. https://doi.org/10.17223/1998863Х/56/17
9. Люблинский В. В. Социальный капитал и политические отношения в контексте развития сетевого общества. Социально-гуманитарные знания. 2021. № 5. С. 107-119. https://doi.org/10.34823/SGZ.2021.5.51672
10. Орлова В. В. Социальный капитал региона: особенности социального ресурса молодежи в условиях цифровой экономики. 4-е изд., доп. Чебоксары: Среда, 2019. 168 с. https://doi.org/10.31483/a-99
11. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20-32. https://www.elibrary.ru/oyuvff
12. Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 576 с.
13. Ragnedda M. Conceptualizing digital capital. Telematics and Informatics, 2018, 35(8): 2366-2375. https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.10.006