ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОХРАНЕНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В КОМПЛЕКС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблематике сохранения целостности систем менеджмента качества при интеграции разноуровневых образовательных организаций в единый образовательный комплекс. Цель – разра­ботка и апробация функционального подхода объединения двух разноуровневых образовательных организаций с условием сохранения целостности имеющихся систем менеджмента качества. Применены методы анализа, синтеза, обобщения и сравнения информации; системный анализ и выявление причинно-­следственных связей. Также использован процессный и системный подходы, внутренние аудиты, самооценка, экспертная оценка, ранжирование. Рассматривается понятие целостность и смежные с ним понятия, обосновывается авторская позиция о его содержании. Предложен функциональный подход, отражающий комплексное последовательное использование этапов сохранения целостности систем менеджмента качества с соблюдением всех правил внесения изменений в системы менеджмента и принципов интеграции образовательных организаций. Приводится пример практической реализации подхода при объединении двух образовательных организаций – университета и колледжа. Апробация методического инструментария проведена на примере Красноярского государственного медицинского университета и Фармацевтического колледжа. Работа имеет практическое применение в совершенствовании деятельности организаций не только в сфере образования, но и в других сферах экономики. Представленный опыт и анализ позволили определить основные категории изменений в системах менеджмента качества при интеграции организаций, разработать синергетическую модель организации, а в дальнейшем могут помочь совершенствованию объединенной системы менеджмента качества.

Ключевые слова:
интеграция, объединение, образовательная организация, университет, колледж, синергетическая модель, система менеджмента качества, сохранение целостности, функциональный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Качалов В. А. Что такое целостность СМК и как ее сохранять? Методы менеджмента качества. 2010. № 2. С. 26-31. https://www.elibrary.ru/pjcbvb

2. Менеджмент в образовании, ред. С. Ю. Трапицын. М.: Юрайт, 2019. 440 с.

3. Vasetskaya N. O. Management of university educational activities in the quality management system. Components Of Scientific And Technological Progress, 2022, (8): 55-59. https://www.elibrary.ru/mfdizt

4. Кислухина И. А. Интеграция предприятий лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Экономика региона. 2018. Т. 14. № 1. С. 150-163. https://doi.org/10.17059/2018-1-12

5. Масленников М. И. Модель развития вертикально и горизонтально интегрированных структур в металлургии. Экономика региона. 2012. № 3. С. 179-189. https://doi.org/10.17059/2012-3-17

6. Smuts J. C. Holism and evolution. London: Macmillan and Co., 1926, 361.

7. Parakhina V. N., Boris O. A., Timoshenko P. N. Integration of social and innovative activities into industrial organization. Integration and Clustering for Sustainable Economic Growth. Springer Cham, 2017, 225-242. https://doi.org/10.1007/978-3-319-45462-7_25

8. Lyapina I. R., Zaytsev A. G., Mashegov P. N., Skobliakova I. V., Trubin A. E. Institutionalization of integration processes in education and formation of regional system of innovational entrepreneurship. Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Springer Cham, 2017, 227-233. https://doi.org/10.1007/978-3-319-60696-5_28

9. Орлова Т. Н. Практика организации деятельности в образовательной организации в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 2-1. С. 96-98. https://www.elibrary.ru/wzsenp

10. Кадничанская М. И., Рудакова А. А. Особенности управления в сфере образования: системный подход. Симбирский научный вестник. 2022. № 2. С. 41-45. https://www.elibrary.ru/ealpup

11. Кохан Н. В., Старшинин А. В. Логистический подход в управлении образовательной организацией. Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1. С. 13-21. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2201.02

12. Кожевникова К. Ю., Ивашова М. В., Мальцев О. В. Современные модели управления образовательной организацией и определение их эффективности. Наука и образование в обеспечении устойчивого развития человеческого потенциала в условиях перехода к цифровой экономике: VIII Росс. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Пермь, 25-26 мая 2021 г.) Пермь: ПГГПУ, 2021. С. 135-139. https://www.elibrary.ru/dtsupy

13. Соколовская М. В., Замиралова Е. В. Опыт интеграции систем менеджмента качества образовательных организаций при создании образовательного комплекса. Глобальный научный потенциал. 2015. № 12. С. 24-27. https://www.elibrary.ru/vlhxdj

14. Серебрякова Н. А., Исаенко И. И., Дорохова Н. В. Кластеризация как перспективное направление развития инновационной инфраструктуры региона. Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 3. С. 69-77. https://doi.org/10.22394/1997-4469-2020-50-3-69-77

15. Pieri F. Vertical organization of production and firm growth. Industrial and Corporate Change, 2018, 27(1): 83-106. https://doi.org/10.1093/icc/dtx019

16. Емельяненко Ю. Р., Гончарова О. В. Построение модели образовательного пространства ДОО на основе кластерного подхода. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2021. № 9. С. 16-24. https://www.elibrary.ru/msbgmq

17. Уткина Е. А. Объединение компаний в вертикально-интегрированную корпорацию и формирование организационной структуры компании. Актуальные вопросы права, экономики и управления: XII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 5 февраля 2018 г.) Пенза: Наука и просвещение, 2018. Ч. 1. С. 228-232. https://www.elibrary.ru/yrwfpu

18. Соколовская М. В., Буянкина Р. Г., Попова О. М., Никулина С. Ю. Критерии эффективности внутренних аудитов образовательной организации. Сибирское медицинское обозрение. 2014. № 6. С. 95-100. https://www.elibrary.ru/thehkh

19. Соколовская М. В., Замиралова Е. В., Клобертанц Е. П., Казакова Е. Н., Буянкина Р. Г. Применение функционального подхода к оценке внутренних аудитов системы менеджмента качества образовательного комплекса. Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 3. С. 93-96. https://www.elibrary.ru/ubencj

20. Сорокин А. В., Аниськина Н. Н. Опыт постановки системы менеджмента качества на основе интеграции процессов в объединении компаний. Качество и жизнь. 2018. № 4. С. 77-80. https://www.elibrary.ru/vvwwui

21. Попова Л. Ф. Механизмы интеграции системы менеджмента качества и системы управления промышленными предприятиями. Актуальные проблемы управления в условиях цифровизации: теория и практика: VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 3 июля 2018 г.) Саратов, 2018. С. 127-130. https://www.elibrary.ru/ynedid

22. Кузнецова Н. Н., Имангуллова Л. М., Бирюкова Л. И. Современные тенденции интеграции систем менеджмента качества в зарубежной практике. Финансовая экономика. 2019. № 8. С. 270-276. https://www.elibrary.ru/qncyke

23. Белов В. В., Моудио М. Ф. Е. Соотношение между функциональным и процессным подходами к управлению бизнес-процессами. Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, ред. А. Н. Пылькин. Рязань: Коняхин А. В. (BookJet), 2019. Т. 2. С. 82-87. https://www.elibrary.ru/wwcaws

24. Созонова Н. А. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией. Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. 2020. № 6. С. 132-136. https://www.elibrary.ru/kbdird

25. Герасимов Б. Н. Технологизация процессов организации на основе функционального подхода. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 2. С. 13-20. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-10357

26. Душкин Р. В. Интеллектуализация управления техническими системами в рамках функционального подхода. Программные системы и вычислительные методы. 2019. № 2. С. 43-57. https://doi.org/10.7256/2454-0714.2019.2.29192

27. Моисеева Т. В. Анализ современных субъектно-ориентированных подходов к управлению. Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 3. С. 80-88. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-10309

28. Поздняков М. П. Анализ применения функционального и процессного подходов в управлении нефтяной организацией в рамках нефтяных промыслов нефтедобывающих организаций. Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. № 2. С. 74-76. https://www.elibrary.ru/qajeou

29. Гаджиахмедов Э. Т. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией. Студенческий вестник. 2019. № 3-2. С. 14-16. https://www.elibrary.ru/yvmedr

30. Хлыстова Е. А., Губанихина Е. В. Функциональный подход к диагностике эффективности управления образовательной организацией. Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Арзамас, 6-9 апреля 2021 г.) Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021. С. 148-151. https://www.elibrary.ru/mcjtvh

31. Хаванская С. А., Лебедева Т. С. Применение системы менеджмента качества в образовательной организации среднего профессионального образования. Неделя науки СПбПУ: науч. конф. с Междунар. уч. (Санкт-Петербург, 18-23 ноября 2019 г.) СПбПУ: ИПМЭиТ, 2019. Ч. 3. С. 107-109. https://www.elibrary.ru/gwzlvl

32. Ансофф И. Х. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.

33. Куликов А. В., Широкова Г. В. Внутрифирменные ориентации и их влияние на рост: опыт российских малых и средних предприятий. Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 3. С. 3-34. https://www.elibrary.ru/mvnrsx

34. Замиралова Е. В. Рекомендации по реализации новых требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 о проведении внутреннего аудита системы менеджмента качества. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 8. С. 78-82. https://www.elibrary.ru/vsgdea

35. Система менеджмента качества организации, ред. В. В. Левшин. Новосибирск: СибАК, 2018. 208 с. https://www.elibrary.ru/xzjkwd

36. Pelantová V., Šlaichová E. The contribution to the integration of management systems oriented to the sustainable and TQM. Amfiteatru Economic, 2017, 19(11): 951-965.

37. Прокофьева Е. Н. Процесс управления рисками образовательной организации. Инновационные подходы к решению проблем «Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы»: Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 19-20 октября 2018 г.) Казань: КГТУ, 2018. 415-418 с. https://www.elibrary.ru/jrqtid

38. Рамперсад Х. К. Универсальная система показателей деятельности. Как достигать результатов, сохраняя целостность. М.: Альпина Бизнес букс, 2004. 352 с.

39. Andreeva S., Velikanova S., Chernykh O., Kozhushkova N., Samarokova I., Arakcheeva Z. The risk-based thinking in managing documents as assets. International Journal of Economic Perspectives, 2017, 11(2). https://www.elibrary.ru/zoikwp


Войти или Создать
* Забыли пароль?