Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальной проблемой является взаимосвязь между индивидуальными мотивационными факторами и интеллектуальным потенциалом. Цель – выявить особенности мотивации обучающихся с различным уровнем интеллектуальных способностей. Предмет – мотивационная и интеллектуальная сферы личности обучающихся. В исследовании, проведенном на базе Сибирского политехнического техникума и школы программирования «Алгоритмика» в г. Кемерово, приняли участие 85 обучающихся 15–19 лет. Для определения доминирующих мотиваций обучающихся было проведено анкетирование, а с целью определения показателей психометрического интеллекта использовалась методика «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра. Для обработки полученных данных был применен многофункциональный φ-угловой критерий Фишера. Статистическая обработка результатов показала, что значимые различия в проявлении интеллектуальных способностей были обнаружены среди групп обучающихся, констатирующих в качестве своей доминирующей мотивации стремление к саморазвитию и профессиональным достижениям. Результаты имеют практическое значение для педагогов и психологов. Понимание того, каким образом мотивационные факторы влияют на образовательный процесс, и разработка индивидуализированных подходов к обучению позволят достичь более эффективного взаимодействия между педагогами и обучающимися.

Ключевые слова:
психология обучения, когнитивные процессы, мотивационная сфера личности, психо­метрический интеллект, метакогнитивные убеждения, интеллектуальные способности
Список литературы

1. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. Т. 1. 405 с. https://www.elibrary.ru/nbmekf

2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с.

3. McClelland D. C., Atkinson J. W., Clark R. A., Lowell E. L. The achievement motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953, 333. https://doi.org/10.1037/11144-000

4. Herzberg F. The Motivation to Work. New York: Wiley, 1959, 157.

5. Vroom V. Work and Motivation. New York: Wiley and Sons, 1964, 331.

6. Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, 2020, 61. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860

7. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2006. 336 с.

8. Vansteenkiste M., Simons J., Lens W., Sheldon K. M., Deci E. L. Motivating learning, performance, and persistence: the synergistic effects of intrinsic goal contents and autonomy-supportive contexts. Journal of Personality and Social Psychology, 2004, 87(2): 246-260. https://doi.org/10.1037/0022-3514.87.2.246

9. Niemiec C. P., Ryan R. M. Autonomy, competence, and relatedness in the classroom: Applying self-determination theory to educational practice. Theory and Research in Education, 2009, 7(2): 133-144. https://doi.org/10.1177/1477878509104318

10. Locke E. A. Toward a theory of task motivation and incentives. Organizational Behavior and Human Performance, 1968, 3(2): 157-189. https://doi.org/10.1016/0030-5073(68)90004-4

11. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева, под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. 429 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд., доп. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003. 860 с.

14. Huang C., Wu X., Wang X., He T., Jiang F., Yu J. Exploring the relationships between achievement goals, community identification and online collaborative reflection: a deep learning and bayesian approach. Educational Technology & Society, 2021, 24(3): 210-223. https://www.jstor.org/stable/27032866

15. Kuhl J. A functional-design approach to motivation and self-regulation: the dynamics of personality systems interactions. Handbook of self-regulation, eds. Boekaerts M., Pintrich P. R., Zeidner M. San Diego: Academic Press, 2000, 111-169. https://doi.org/10.1016/b978-012109890-2/50034-2

16. Reeve J., Jang H. What teachers say and do to support students’ autonomy during a learning activity. Journal of Educational Psychology, 2006, 98(1): 209-218. https://doi.org/10.1037/0022-0663.98.1.209

17. Vallerand R. Toward a hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation. Advances in Experimental Social Psychology, 1997, 29: 271-360. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60019-2

18. Suman Ch. Implications of extrinsic motivation and mindset in learning. Peer Review Journal, 2023, 1: 43-58. https://doi.org/10.5281/zenodo.8154558

19. Ibrahim M., Baharun H., Harun H., Othman N. Antecedents of intrinsic motivation, metacognition and their effects on students’ academic performance in fundamental knowledge for matriculation courses. Malaysian Journal of Learning and Instruction, 2017, 14(2): 211-246. https://doi.org/10.32890/mjli2017.14.2.8

20. Волкова Е. В., Докучаев Д. А. Импульсивность - рефлексивность и нейроэффективность интеллектуальной деятельности. Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 2. С. 125-143. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150210

21. Gardner H. Multiple intelligences: the theory in practice. New York: Basic Books, 1993, 320.

22. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М.: Юрайт, 2018. 459 с. https://elibrary.ru/xdurpc

23. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2017. 302 с. https://elibrary.ru/zsxdmd

24. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества. Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99. https://elibrary.ru/ixlnjj

25. Туник Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2009. 96 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?