Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Значение жанра эссе на социально значимую тему в самоопределении обучающихся обусловило его востребованность в образовательной практике школы и вуза. Однако специальное обучение написанию текстов данной жанровой разновидности, как правило, не предусмотрено. Для последующей разработки методической модели обучения для конкретной категории обучающихся (школьников или студентов) на основе анализа научной и методической литературы, текстов-образцов уточнено содержание работы. Объектом исследования стало эссе на социально значимую тему, предметом – основные знания и умения, составляющие содержание обучения написанию эссе. Цель – определить содержание работы по обучению написанию эссе на социально значимую тему. Содержание обучения созданию эссе на социально значимую тему может включать: 1. Формирование знаний о субъектности и субъективности; применении универсальных, не обусловленных тематикой сочинения речевых стратегий (генерализация собственной жизни, противопоставление, контраст и преемственность, самоопровержение, интерпретация семантики, ассоциация, парадокс, как если бы, эпатаж и т. п.) и тактик (ссылка на авторитеты, приведение и интерпретация цитаты, пословицы; сопоставление высказываний различных писателей; сообщение научных сведений; приведение фактов из истории, из биографии поэта; анализ примеров из литературы, кинофильмов; рассказ о личном опыте, узнаваемом большинством; включение информации о себе и близких; призыв, предположение, прогноз; выражение своих впечатлений, чувств по поводу темы и задачи написать эссе) субъектности, средств выражения субъективной модальности (лексических, грамматических, графических и т. п.). 2. Формирование аналитико-конструктивных умений анализа текста-образца с точки зрения использования речевых и языковых средств выражения субъектности; конструирования высказывания на основе комбинации различных речевых и языковых средств выражения субъектности. 3. Приобретение опыта создания эссе на социально значимую тему как субъектного высказывания: выбора речевых стратегий и тактик, использования языковых средств выражения субъективной модальности. Научная новизна работы заключается в уточнении понятия субъектность как категории высказывания, определении ряда эффективных речевых стратегий и тактик, языковых средств субъективной модальности в выражении субъектности эссе на социально значимую тему. Практическая значимость исследования обусловлена той ролью, которую определение содержания обучения играет в методике работы по развитию речи.

Ключевые слова:
эссе, субъектность, субъективность, модальность, речевые стратегии, речевые тактики, коммуникативные знания, коммуникативные умения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ладыженская Н. В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. М.: Ювента; Баласс, 2005. 175 с. https://www.elibrary.ru/qvablp

2. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. 255 с.

3. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Уроки риторики в школе: книга для учителя. М.: С-Инфо; Баласс, 2000. 78 с.

4. Методика преподавания русского языка в школе, ред. М. Т. Баранов. М.: Академия, 2001. 368 с.

5. Гребенникова Е. В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 6. С. 140-142. https://www.elibrary.ru/qzimdf

6. Логиновская Ю. В., Черникова И. В. Язык как творческий инструмент сознания. Язык и культура. 2022. № 60. С. 57-81. https://doi.org/10.17223/19996195/60/4

7. Зиневич Н. В. Роль категории субъектности в стратегической организации научного дискурса. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2019. Т. 9. № 1. С. 57-67. https://www.elibrary.ru/yviswd

8. Акимова И. И. Система значений функционально-семантической категории модальности русского языка в зеркале китайского языка. Мир русского слова. 2016. № 4. С. 30-36. https://www.elibrary.ru/xrhief

9. Кукуева Г. В. Самопрезентация языковой личности пишущего (на материале интернет-жанра эссе). Сибирский филологический журнал. 2019. № 1. С. 252-264. https://doi.org/10.17223/18137083/66/21

10. Иосилевич Н. В. Языковой субъект, речевой субъект и эго-категория. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2011. № 6. С. 21-24. https://www.elibrary.ru/oyxiaf

11. Колмогорова А. В. Перевоплощение в жизни и на сцене: лингвистический аспект. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-4. С. 97-101. https://www.elibrary.ru/vbwtxx

12. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 6-е изд., доп. М.: ЛКИ, 2012. 299 с. https://www.elibrary.ru/ufdxfd

13. Борзова Т. В., Мосунова Л. А. Развитие национальной культурной идентичности студентов гуманитарных специальностей в процессе обучения продуцированию нарративных текстов. Перспективы науки и образования. 2021. № 6. С. 141-154. https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.10.

14. Кремер И. Ю., Чернявская Е. С. Сравнительный анализ актуализации личности автора в нарративе и критическом тексте. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 3. С. 73-78. https://www.elibrary.ru/ztkoqi

15. Обдалова О. А., Левашкина З. Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности. Язык и культура. 2019. № 48. С. 332-348. https://doi.org/10.17223/19996195/48/21

16. Нуркова В. В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности. Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. C. 22-30. https://www.elibrary.ru/tdybtn

17. Глазков А. В., Глазкова Е. А. Нарративные тексты и их использование в сопоставительном чтении. Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 17-22. https://www.elibrary.ru/xwwmov

18. Дресвянина С. Д. Актуальные опыты текстовой деятельности в речевой практике старшеклассников. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 162-168. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-2-162-168

19. Абрегова А. В., Кенетова Р. Б., Теуважукова Р. А. Способы выражения модальности в языках разных типов (на примере английского, русского и кабардино-черкесского языков). Казанская наука. 2020. № 11. С. 121-125. https://www.elibrary.ru/vmabvq

20. Астащенко Е. В. Контекстные особенности ирреальной модальности в русском языке. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1. С. 321-326. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0076

21. Акимова И. И., Григорова Е. А. Дидактико-лингвистическое описание внутрисинтаксической модальности русского языка. Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 12-2. С. 169-173. https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.90.12.082

22. Щербатюк Э. Е. Краткие замечания по сходству и различию категории модальности в русском и немецком языках. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. № 3-5. С. 39-42. https://www.elibrary.ru/nucbnz


Войти или Создать
* Забыли пароль?