ЕСТЬ ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ СЕКТОРЕ? ВЗГЛЯД УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность изучения представлений школьников о профессиях промышленной направленности обусловлена изменениями на рынке труда, инновационным подъемом в области инженерной деятельности, необходимостью концептуализации профориентационной работы в образовательной организации, значимостью информационно-просветительской деятельности в сети Интернет. Кроме этого, при изучении мнений о выбираемых профессиях важно принимать во внимание меняющийся характер взросления, появление новых моделей успешности («текучих» жизненных траекторий). Цель – охарактеризовать представления современных школьников об индустриальных профессиях, включающие свойства привлекательности / непривлекательности в отношении будущих карьерных планов. Применены следующие методы исследования: онлайн-опрос учащихся 9 и 11 классов образовательных организаций Екатеринбурга (n = 7628); полуформализованное экспертное интервью с молодыми сотрудниками до 35 лет (n = 204); фокус-группа с 10 молодыми сотрудниками ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина» в Екатеринбурге. Выявлено, что у выпускников школ сегодня наблюдаются профориентационные установки, которые основываются на: 1) слабой осведомленности о научно-технологическом развитии в области современной инженерной деятельности и непопулярности данной профессии; 2) непрестижности заводских профессий ввиду их табуированности (советской модели профессии как служения предприятию). Установлены непривлекательные черты профессии рабочего (вредная для здоровья, сложная, не имеющая карьерных перспектив, одно­образная) и привлекательные (стабильность). Профессия инженера, по мнению школьников, более перспективна, разнообразна, высокооплачиваема и имеет сложный характер. Основным (и эффективным) агентом формирования понимания молодежью сути заводской профессии является опыт родителей о профессии – 50 % школьников из числа опрошенных не имеют реальных представлений о новых форматах деятельности промышленных предприятий.

Ключевые слова:
представления о профессии, профессиональное самоопределение, промышленное предприятие, рабочие профессии, инженерные профессии, привлекательность профессии, школьники
Текст

 

Специальность 5.4.4. – социология, социальные процессы

УДК 316.346.32 – 053.6

 

 

Есть ли профессиональное будущее в индустриальном секторе: взгляд уральских школьников.

(по результатам социологического исследования).

 

Шалагина Е.В. - к.социол.н., доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета.

Екатеринбург, Россия.

ORCID 0009­0001­5140­705X

AuthorIDРИНЦ: 476878

ResearcherID: JAC-5507-2023

elshal96@gmail.com

 

Шихова О.Н. - к.социол.н., доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральский государственный педагогический университет.

Екатеринбург, Россия.

ORCID 0000­0003­4398­062X

AuthorIDРИНЦ: 621567

ResearcherID: AGQ-2230-2022

krutikol@mail.ru

 

Is there a professional future in the industrial sector:

the view of Ural schoolchildren.

(by the results of a sociological study).

E. V. Shalagina

Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

E-mail: elshal96@gmail.com

 

O. N. Shikhova

Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

E-mail: krutikol@mail.ru

 

Аннотация.

Новые реалии рынка труда, которые включают кадровый дефицит, снижение доходов от трудовой деятельности по найму и самозанятого населения, отток молодых высококвалифицированных специалистов за рубеж, обозначают современные особенности функционирования трудовых отношений в условиях реального сектора экономики. Как данные тенденции отражаются на деятельности промышленных предприятий Урала?

Предприятия реального сектора экономики Свердловской области сегодня испытывают жесткий дефицит в кадрах самого разного профиля и уровня профессиональной подготовки. Состояние дефицитарности распространяется не только на процесс отбора и найма новых сотрудников, но и в вопросах устойчивости мотивации молодых специалистов к профессиональному труду, а также их адаптации и закреплении на рабочем месте.

Данная проблема уходит своими корнями в специфику организации профориентационной деятельности в период школьного обучения, поскольку именно в ходе нее должно происходить активное формирование жизненных и профессиональных планов выпускников, а также  - развитие ценностных ориентаций, позиций, стратегий и приоритетов старшеклассников. В материале статьи изложены результаты прикладного социологического исследования, посвященного изучению вопросов осведомлённости старшеклассников (n – 7628) о профессиях технической и инженерной направленности, а также – направленности и сформированности их профессиональных и жизненных планов.

Abstract.

The new realities of the labor market, which include a personnel shortage, a decrease in income from employment and the self-employed population, the outflow of young highly qualified specialists abroad, indicate the modern features of the functioning of labor relations in the real sector of the economy. How do these trends affect the activities of industrial enterprises in the Urals?

Enterprises of the real sector of the Sverdlovsk region's economy are currently experiencing a severe shortage in personnel of various profiles and levels of professional training. The state of scarcity extends not only to the process of selecting and hiring new employees, but also to the sustainability of the motivation of young professionals for professional work, as well as their adaptation and consolidation in the workplace.

This problem has its roots in the specifics of the organization of career guidance activities during school education, since it is during it that the active formation of life and professional plans of graduates should take place, as well as the development of value orientations, positions, strategies and priorities of high school students. The article presents the results of an applied sociological study devoted to the study of issues of awareness of high school students (n – 7628) about technical and engineering professions, as well as the orientation and formation of their professional and life plans.

 

Ключевые слова: жизненные планы, профессиональные планы, индустриальный сектор, профориентация, старшеклассники, профессиональный выбор.

Keywords: life plans, professional plans, industrial sector, career guidance, high school students, professional choice.

 

Введение.

Сегодня работодатели, государственные чиновники, политики активно обсуждают проблемы кадрового голода промышленного сектора экономики. По их общему мнению российский рынок труда к концу 2023 года столкнулся с проблемой дефицита рабочей силы. И эти проблемы весьма широко отражены в повестке дня: проводятся форумы промышленников и предпринимателей различных отраслей производства, формируются стратегические сессии в рамках научно-практических конференций и круглых столов, публикуются материалы заседаний координационных советов при правительственных структурах регионов и пр.  Кадровые службы предприятий и HR-специалисты делают аналитические заключения, в  которых красной линией проводится несколько идей: идет активный набор персонала, вакантных мест больше, чем реальных претендентов на них, рынок труда «делает» не работодатель, а работник.

По данным Департамента по труду и занятости Свердловской области, в которых представлен анализ профессиональной структуры безработицы в Свердловской области,  за период  январь – сентябрь  2023  года  в  органы  службы  занятости  населения Свердловской  области  сведения  о  потребности  в  работниках  заявили 8485 организаций. «Заявленная потребность для замещения свободных рабочих мест составила  180 109  вакансий,  из  них  для  замещения  свободных  рабочих  мест по  рабочим  профессиям  – 108 786  вакансий,  или  60,4%  от  общего  количества заявленных вакансий. Численность  же граждан,   признанных   в   отчетном   периоде   безработными, составила 28 543 человека», - пишут в своем отчете представители этого ведомства [9].

Кроме этого, по их сведениям,  наибольшая  доля  вакансий  заявлена  предприятиями  следующих  видов экономической деятельности: обрабатывающие производства – 24,4% от общего количества заявленных  вакансий;  ремонт автотранспортных  средств  и  мотоциклов  – 12,5%;  транспортировка и хранение – 9,2% [9].

Еще одним важным показателем, по нашему мнению, является то, что за январь – сентябрь 2023 года по 205 профессиям (должностям) Департаментом по труду и занятости Свердловской области был отмечен неудовлетворенный  спрос  на  рабочую  силу  (превышение  количества  вакансий над численностью безработных граждан той же профессии более чем на 100). А среди этих профессий указываются следующие: слесарь, токарь, электромонтер, электрогазосварщик, инженер-технолог и др.

 Помимо вопросов, связанных с профессиональной компетентностью и соответствием профессиональной подготовки подрастающего поколения современным требованиям, крайне остро обозначилась проблема формирования устойчивости ценностей и планов молодёжи в отношении профессионального будущего в индустриальном секторе.  

Следует подчеркнуть, что сама смена индустриальной модели развития экономики на постиндустриальную оказала свое негативное воздействие на регионы с высокой концентрацией промышленного производства, как показывают сравнительные региональные исследования [1]. Помимо этого, уральскими социологами указывается, что кроме собственно хозяйственных издержек, оказался существенным и социальный ущерб: деактуализировались привычные ориентиры молодежи на получение инженерно-технического образования и трудоустройства на промышленных предприятиях [5]. Таким образом, речь идет о том, что в ходе этих трансформаций были прерваны механизмы культурной трансмиссии, в результате чего молодежь оказалась лицом к лицу с необходимостью адаптации и самостоятельного поиска жизненных ориентиров без опоры на позитивный опыт старшего поколения.

Профориентационная работа, профессиональные планы молодежи, а также выбор образовательных направлений, - все это проблематизируется за счет изменения восприятия различных сфер жизнедеятельности общества подростками и молодежью. Исследователи отмечают усиливающуюся сложность данного процесса, что обусловлено: во-первых, неактуальным для молодёжи образовательным и профессиональным опытом родителей; во-вторых, усиливающейся престижностью профессий сферы IT; в-третьих, подменой профессионального выбора образовательным (выбор вуза, а не специальности);  в – четвёртых, слабой профориентационной деятельностью школы в отношении индустриального сектора [5, с. 139]. Невысока информированность старшеклассников о специфике инженерной деятельности, а представления о требованиях к профессиональным и личным качествам работников инженерной квалификации расходятся с реальностью [6, с. 81]. Как отмечает Амбарова П.А., в школах не сформированы  концептуальные подходы к реализации  профориентационной работы в новых условиях [3 , с. 198].

Заводы и предприятия с традиционной организацией труда начиная с конца 90х гг. и затем – в так называемых, «нулевых» – постепенно теряли свою привлекательность в качестве места предложения и продажи рабочей силы. В результате, сегодня занятость в индустрии, промышленности не считается престижной и привлекательной. Кризисные явления российской экономики, неоднозначное положение промышленных предприятий сопровождалось снижением доли молодых работников. По статистике, самая молодая группа рабочей силы (до 20 лет) в 2003 г. составила всего 2,3% всех занятых, что в три раза меньше, чем в 1992 г. [2]. Ориентация на продолжение образования и служба в армии резко уменьшают шансы вчерашних школьников на долговременные связи с предприятием. Достаточно распространенной стала ситуация, когда полученное образование слабо соотносится с будущей трудовой деятельностью, и выпускники технических направлений находят себя в непроизводственном секторе, сфере услуг и торговле [12].

Государственная политика в современный период вполне определенно указывает на данные проблемы и предлагает свои решения. Так проект «Уральская инженерная школа» в нашем регионе реализуется  как государственная программа «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 г.», и его действие продлено до 2034 года [14].  Эти документы обозначают необходимость продвигать и популяризовывать промышленные профессии для различных возрастных групп. Более того, молодежь готовят к работе с технологиями четвертой индустриальной революции, так как предприятия уже сейчас активно внедряют самые инновационные и высокотехнологичные средства автоматизации, промышленных роботов, интеллектуальные дистанционные системы управления и т.д.

Сегодня сфера профессиональной занятости и связанные с ней общественные отношения, в том числе сам рынок труда, воспринимаются молодым населением, преимущественно через медиасреду. Можно утверждать, что в стране чувствуется глобальный недостаток информации в отношении промышленных профессий, причём это касается разных отраслей и на всех уровнях [11]. Важно понимать, что в промышленной отрасли в целом есть количественная нехватка кадров, но не менее важным является вопрос об отраслевой мотивации. Насколько подрастающее поколение как будущие специалисты ориентированы на работу в конкретной отрасли и видят ли своё профессиональное будущее на длительный период, понятны ли им перспективы карьерного роста – вопрос, требующий специального изучения.

Методология и методы.

В связи с этим наш исследовательский проект охватывал два основных объекта:

 – старшеклассники девятого и одиннадцатого классов школ уральского мегаполиса, всего опрошено 7628 обучающихся Екатеринбурга (из них -  4432 девушек и 3196 юношей); выборка носила целевой характер;

– молодые сотрудники ПАО «Машиностроительный завод имени М.Калинина» (далее – ЗиК), г.Екатеринбург.

Проект реализован социологами кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета по инициативе ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург» в 2022 - 2023 гг[1] (члены временного научного коллектива: Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шихова О.Н., Шапко И.В.).

Результаты.

Особенности реализации профориентационной работы в школе и ее эффективность в привлечении интереса молодежи к работе на предприятиях промышленного комплекса Урала, в реальном секторе экономики стали серьезным ракурсом рассмотрения вопросов дефицита кадров во время фокус-групп с молодыми сотрудниками предприятия ОПК. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что для наших информантов восприятие современной школьной системы профориентации связано, в первую очередь,  с необходимостью ее модернизации.

Молодые сотрудники машиностроительного завода  убеждены в том, что сегодня:

  • старшеклассники нуждаются в системно организованных экскурсиях на реальные производства;
  • школьникам необходима конкретная информация о профессиях производственного сектора экономики;
  • для школ следует сформировать и регулярно организовывать выпуск специальной профориентационной литературы  («нужна книжка про завод» - И.5, 25 лет, муж.);
  • особое внимание уделить развитию мотивационной сферы старшеклассников: следует ориентироваться на формирование ценностной установки – «инженер – это почетно»  (И.№3.26 лет, муж.);
  • чрезвычайно важным в профориентационной работе представляется особый тип общения с будущими выпускниками: нужно говорить с подростками на их языке – «давайте сделаем блогером самого инженера» (И.№9, 29 лет, жен.).

Вывод,  к которому пришли в ходе обсуждения этого вопроса  респонденты, весьма неоптимистичен. Они считают, что современные школьники не мечтают о работе на заводе, мало информированы о ней, более того – имеют искаженное восприятие промышленного производства («ничего не умеешь – иди на завод» - И.№4. 28 лет, муж.).

А ведь профориентационная работа в образовательной организации все еще считается одним из основных источников развития представлений учащихся о мире профессий. Несмотря на то, что в современной школе организуются выезды в колледжи и техникумы, способные рассказать о ведущих направлениях профессиональной подготовки, проводятся беседы со специалистами из разных производственных сфер, реализуются образовательные программы по предмету «Технология», складывается  впечатление, что эта работа носит либо весьма эпизодический характер, либо проводится настолько формально и неинтересно, что её результаты не оказывают существенного воздействия на формирование жизненных и профессиональных планов у подростков. Современная молодежь, осуществляя выборы возможных направлений своего развития в профессии и дальнейшем трудоустройстве, ориентируется скорее на медиасреду, продукты киноиндустрии (популярные кинофильмы, сериалы и пр.), а также  учитывает мнения друзей и  членов семьи. В результате, основное влияние  на этот выбор оказывает сам личный опыт взрослеющего и самоопределяющегося – то есть,  его социальный капитал (по П. Бурдьё) [4, с.70].

О необходимости осуществить свой профессиональный выбор к моменту нашего опроса уже задумывались 72% респондентов в 9 классе и чуть больше -  в 11 классе (78 % будущих выпускников)  (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Актуальность выбора будущей профессии

 в представлениях старшеклассников

(% ответивших)

характеристика

9 класс

11 класс

«уже задумывался»

72,0

78,0

«еще не думал об этом»

27,8

21,5

Итак, мы видим достаточно закономерную ситуацию, которая подчеркивает понимание значимости выбора профессионального будущего: большинство учащихся об этом задумываются ближе к 9 классу. Но насколько на нее влияет социальный институт современного образования?

41% опрошенных указали на то, что в их школе проводились профориентационные занятия (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Осведомлённость учащихся о профориентационной работе  в школе

Названия строк

% от опрошенных  

1

Да, работа проводится

41,7

2

Нет, не проводится

24,3

3

Не знаю

34,0

 

В какой же форме эти занятия сегодня осуществляются? Оказалось, что на первом месте по частоте, выделяется формат встреч с приглашенными школой специалистами из различных производственных сфер (такой ответ дал каждый второй школьник). Каждый третий респондент отмечает возможность побеседовать со студентами различных ВУЗов, которые представляют свой опыт выбора профессионального направления и делятся информацией о специфике выбранного учебного заведения. Еще треть опрошенных указывает на практику работы с профориентационными тестами в рамках своей образовательной организации. Кроме этого, представлен опыт, когда сами учителя рассказывают им о разных профессиях (см. Таблицу 3).

Важным показателем для анализа эффективности профориентационной работы школы стал результат ответов в позиции «Затрудняюсь ответить»: оказалось, что  треть обучающихся в 11 классе, и каждый четвертый ученик 9 класса не смогли ответить на данный вопрос. Скорее всего,  профориентационная работа в рамках их опыта носила либо эпизодический, либо весьма формальный характер. А в некоторых школах, по мнению учеников, такой работы вообще не проводится (больше половины ответили «нет» и «не знаю»).

Таблица 3

Осведомлённость учащихся 9 и 11 классов о формах профориентационной работы.

( % опрошенных)

 

Варианты выбора

9 класс

11 класс

1.

Учителя нам рассказывают о разных профессиях

36,9

32,2

2.

В школу приходят специалисты разного профиля и рассказывают о своей деятельности

26,7

52,6

3.

Мы заполняем различные тесты, определяем свои интересы

41,7

33,7

4.

Приходят студенты учебного заведения и рассказывают о выбранной профессии

16,5

36,6

5.

Затрудняюсь ответить

24,0

32,5

 

Почти половина девятиклассников отвечает, что у них в школе есть профильное обучение, а среди 11-классников такие ответы дают уже три четверти респондентов. А ведь именно профильное обучение, в чем убеждены специалисты,  позволяет школьникам более осмысленно выбирать направления дальнейшего образования.

Если посмотреть на более востребованные профили, то можно увидеть, что к ним относится гуманитарный (14%) и физико-математический (12,7%). В то же время технологический профиль выбирают на данный момент только 6,2 % обучающихся. Отметим, что универсальный профиль ориентирован на тех учащихся, кто ещё не определился с выбором. С одной стороны, он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой – ученик может изучать ряд учебных предметов и на углубленном уровне с точки зрения удовлетворения индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к поступлению в ВУЗ. Выбор гуманитарного профиля скорее свидетельствует о схожей ситуации – сложностью в выборе и ориентации не на профессию, а на сдачу ЕГЭ. Можем предположить, что примерно четвёртая часть учащихся Екатеринбурга среди выпускников 9 и 11 классов сталкивается с проблемой неопределённости профессионального выбора. Хотя это очень условно. На наш взгляд, данная проблема имеет более масштабный характер. Ведь выбор профиля в 11 классе – это выбор образовательного направления. Технологический, физико-математический и универсальный профили, таким образом, становятся возможными претендентами для выбора профессионального будущего на индустриальном предприятии,  и, скорее всего,  уже в качестве инженера.  Согласно результатам нашего опроса, этот выбор представлен в ответах 40% респондентов из общего числа опрошенных школьников.

 В рамках построения инструментария мы включили не только привычные параметры, позволяющие традиционно взглянуть на формирование интереса к профессии («заработная плата», «перспективы карьерного роста» и пр.), но и «социальные льготы в организации», «стабильная занятость», «свободный график». Ответы учащихся 11 и 9 классов не сильно отличаются, свидетельствуя о складывающихся закономерностях профессионального выбора современных юношей и девушек. Итак, более значимой характеристикой все-таки выступает именно высокий уровень заработной платы. Этот показатель выбирают как основной -  76 % респондентов. Далее следует оценка перспективности карьерного роста (50%), престижность профессии (38%) и профессиональная самореализация (44%) (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Представления учащихся о приоритетных характеристиках при выборе профессии и места работы в будущем

Характеристики

9 класс

11 класс

Гарантированное трудоустройство

32,0

39,9

Профессиональная самореализация

36,1

50,1

Престижность профессии на рынке труда

30,0

40,2

Возможность поступить в желаемый колледж/вуз

27,8

26,0

Перспектива карьерного роста

50,1

52,4

Высокая зарплата

76,1

75,6

Социальные льготы в организации (оплата медицинских услуг, устройство детей в детский сад, выплата социальных пособий, льготы на коммунальные услуги за жильё и пр.)

11,7

12,5

Стабильная занятость

25,1

27,6

Хорошие условия труда (питание, выдача рабочей одежды, доставка до места работы и пр.)

27,9

27,3

Свободный график работы

34,9

31,2

 

Таким образом,  значимость высокой заработной платы при выборе будущего места работы и самой профессиональной направленности на сегодняшний день в сознании подрастающего поколения является определяющим критерием. Кроме того, 75% школьников, участвовавшие в исследовании, указали, что невысокая зарплата выступит ведущим критерием того, что они не станут выбирать для трудоустройства ту организацию, которая способна предложить лишь такую. На этом же уровне значимости находится параметр – «неинтересная работа».

Если сопоставить эти факторы с выделенными жизненными стратегиями (таблица 5), то становится ясно, что же школьники вкладывают в понятие «интересная работа». Напомним, что  это деятельность в  «конкурентной и творческой среде». Таким образом, школьники убеждены в том, что высокий уровень заработной платы возможен только в условиях активных личных усилий, а их результаты окажутся более эффективными явно не в традиционных вариантах профессиональной деятельности на промышленном предприятии. 

Анализируя планы наших респондентов относительно стратегии профессионального и трудового самоопределения, мы увидели, что основной массив опрошенных разделился примерно на три относительно равные группы: планы найти стабильное место работы присущи 40% девятиклассникам и 35% одиннадцатиклассников. Однако не в меньшей степени школьников привлекает творческая среда и перспектива «собственного дела» (см. Таблицу 5).

Таблица 5

Перспективы будущего профессионального и жизненного пути в представлениях старшеклассников

(% опрошенных)

Варианты суждений

9 класс

11 класс

для меня в будущем важно иметь стабильное место работы, нормированный рабочий график, получать фиксированную зарплату

40,3

34,9

для меня важно в будущем  работать в интересной, творческой, конкурентной среде

30,8

35,4

для меня интереснее создать собственное дело, не зависеть от руководства.

28,8

29,6

Смеем предположить, что в условиях социальной нестабильности старшеклассники воспринимают наличие постоянного места работы как вполне устойчивую перспективу будущего. Но при этом индивидуализированное взросление, разноликий профессиональный мир, который доступен в ходе активной трансляции разного рода медиаисточников, создают эффект (или даже – иллюзию) выбора «лёгкой» с их точки зрения профессии, и, соответствен, быстрого заработка и труда «в удовольствие». Не будем забывать, что на сегодняшний день Интернет и СМИ способны оказывать весьма существенное влияние на сознание школьников: они им максимально доверяют и ориентируются на их информацию. Данный фактор, на наш взгляд, непосредственным образом повлиял на представление учащихся об успешной личности молодого человека, где профессиональная составляющая занимает приоритетное место.

Вместе с тем, происходят изменения в образе предпочитаемой сферы профессиональной занятости. Так, например, молодёжи сегодня важно иметь не только источник дохода, но и получать удовольствие от деятельности, таким образом, в их понимании возрастает значение процессов самореализации в трудовой занятости. Кроме того, форма организации рабочего процесса также имеет значение: феномен фриланса сегодня продолжает привлекать к себе внимание молодых и не только… [11].

 Мы видим в этом новые параметры полипрофессиональной свободы, которые ассоциируются с возможностью наращивать опыт вне конкретного предприятия, работать на себя, выбирать и менять разные проекты, быть мобильными при выборе как профессии, так и сферы ее применения.

Рассмотрим направления профессионализации, которые оказываются наиболее востребованными сегодня в представлениях школьников.

В целом тенденция возрастание интереса к информационным технологиям является курсом государственной политики в области рынка труда и профессионального образования. Это объясняет популярность профессий, связанных с IT – сферой. В нашем исследовании также  можно проследить эту линию (см. график 1).

А вот профессия инженера по частоте упоминаний оказывается лишь на 5 месте в рейтинге профессиональных предпочтений старшеклассников.

Первые позиции в нем занимают следующие профессии:  программист, IT – специалист, архитектор, врач, инженер, учитель, экономист, дизайнер, психолог, веб-дизайнер.

График 1

Рейтинг профессий в структуре предпочтений старшеклассников

 

 

Рабочие профессии в этом рейтинге старшеклассники поместили лишь на 18 место: и это, прежде всего,  - автомеханик. Однако он упоминается школьниками в рамках таких видов работ  как ремонт автомобилей в условиях малого бизнеса в частном предпринимательстве. Профессия механика, которая может быть потенциально связана с заводским производством, попадает уже  на 26 место.

         В рамках нашего исследования было важным выделить уровень сформированности представлений старшеклассников о специфике работы на индустриальном предприятии. Мы предложили им порассуждать об особенностях рабочих и инженерных профессий промышленного производства. В результате анализа полученных данных, следует вывод об их  низкой информированности в этом вопросе.

Стоит отметить, что сегодня рабочие специальности на производствах наполняются новым содержанием с точки зрения использования передовых технологий. Во многом у подрастающего поколения, а возможно и педагогов, занимающихся профориентационной работой, сохраняются традиционные образы заводского рабочего советского и постсоветского пространства. Вероятно, характеристики деятельности рабочего в непривлекательных коннотациях - «грязь, пыль, шум», «неперспективность», «рутинность», «шаблонность» и т.п.,  связаны с устаревшими образцами, на сегодняшний день весьма далёкими от технически изменяющейся действительности. Основным источником сведений о заводских профессиях и особенностях труда на производстве остается опыт родителей и родственников. Согласно результатам опроса, примерно 28 % среди учащихся 11 и 9 классов сами узнавали  об этом  в сети Интернет  (см. Таблицу 8).

Низкая осведомлённость учащейся молодёжи о специфике работы на заводском предприятии является, по результатам нашего исследования, одной из ключевых проблем. Вероятно, приходит время целенаправленной информационно-просветительской деятельности в отношении технических профессий, которая должна осуществлять различными акторами и субъектами, сотрудничество которых в этом поле очевидно. Ведь сегодня профориентационное влияние школы все-таки, согласно полученным нами данным, ощущается весьма слабо и воспринимается в качестве малоэффективного.

Таблица 8

Источники информации о специфике работы

 на индустриальном предприятии

(% от опрошенных)

 

Варианты ответов

9 класс

11 класс

На заводе работают/работали мои родственники

19,9

21,7

На заводе работают/работали мои знакомые

11,9

14,6

О такой работе нам подробно рассказывали на занятиях в школе

7,9

7,7

Читал о такой работе в Интернете

26,6

29,0

Ходили на экскурсию на завод

8,4

9,2

Затрудняюсь ответить

50,8

48,5

 

Выводы.

Таким образом, несмотря на высокую потребность промышленного производства на Среднем Урале в кадровых ресурсах и готовность индустриального сектора к взаимодействию с системой образования в плане организации совместных усилий в области профессиональной ориентации учащейся молодежи, в настоящее время понимание перспектив трудоустройства на заводы и предприятия реального сегмента экономики у старшеклассников весьма расплывчато и неопределенно. Рабочие и инженерные профессии пока не попадают в приоритетные и не рассматриваются школьниками как высоко привлекательные. Во многом такое положение дел объясняется низким уровнем информированности молодежи  об актуальной ситуации работы на производстве, слабом влиянии на эти представления профориентационной работы в школе, неадекватной репрезентации производственных профессий в медиасреде и тех медиаресурсах, активными потребителями которых выступают будущие выпускники.

Следовательно, вопрос об устойчивости профессиональных планов учащейся молодёжи представляется нам весьма сложным в современных реалиях. По словам ряда исследователей, сегодня нарушается логическая последовательность формирования профессиональных установок у подрастающих поколений. А именно – становление самих профессиональных намерений, основ профессионального обучения, затем - активное освоение выбранной профессии через адаптацию в трудовом коллективе. В конечном итоге, речь идет о процессах профессиональной самореализации и удовлетворенности трудом. Так, к примеру, возникновение профессиональных планов может изменяться от периода выбора предметов для сдачи ЕГЭ до начала профессиональной деятельности по выбранному направлению. «Окончательное формирование профессионального сознания приходится на этап статусного перехода от студента к специалисту, из сферы образования в сферу занятости» [10, с.70].

Ориентация на индивидуальный успех, материальное благополучие, личностный рост являются особенностями профессиональных ориентаций современной молодёжи. Также, напомним, что практика ЕГЭ оказалась  ориентированной на выбор скорее ВУЗа, а не профессии. И это существенным образом сказывается на представлении школьников о мире профессий, где акцент ставится на условиях труда (зарплате, карьере, рабочем месте и пр.), а не на его содержании.

Сегодня действительно в промышленном регионе, коим позиционируется Урал, намечается развитие серьезного противоречия, которое основано на разрыве между направленностями на осуществление своего профессионального выбора молодёжью и реальной потребностью региона в кадровом потенциале [6, с.51].

В результате проведенного нами исследования, мы видим, что на устойчивость профессиональных планов в сфере технического направления влияют внешние обстоятельства, материальные факторы, медийное пространство и другие, но не целенаправленно организованная система профориентации (школа-ССУЗ-ВУЗ). При этом сохраняется семейная традиция передачи профессиональных намерений через династические связи, которые «работают» на формирование у школьников более осознанного выбора сферы деятельности и профессионального самоопределения.

Весьма привлекательной профессиональной стратегией для школьников выступает  предпринимательство, организация собственного бизнеспроекта, что детерминировано активной трансляцией в медиасфере образцов успешного опыта такого рода, а также  - тенденцией индивидуализации жизненных стратегий молодежи.

 

Литература

  1. Акбердина В.В., Сергеева А.С. Индустриальные регионы России: сравнительный анализ // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 7 (122). С. 98-117.
  2.  Экономическая динамика России и регионов в условиях структурного кризиса: анализ и прогнозирование / С.С. Гордеев, С.Г. Зырянов, О.П. Иванов, А.В. Кочеров // Социум и власть. 2016. № 6 (62) С. 47-55.
  3. Амбарова П. А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий / П. А. Амбарова, М. В. Немировский. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — Т. 26, 1 (195). — С. 188-199.
  4. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. - Т.3.-  5. - С.60-74.
  5. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 58-69.
  6.  Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л.Н. Банникова [и др.]; под общ.ред. д-ра филос. наук, проф. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.
  7. Дидковская Я.В., Трынов Д.В. Социальное самочувствие и ожидания молодежи индустриального региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 202-214. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.12
  8. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Профессионалы – портрет на фоне реформ // Социологические исследования. 2005. - 2. - С. 28–36.
  9. Информирование о положении на рынке труда в Свердловской области// Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. URL: https://www.szn-ural.ru/content/информирование_о_положении_на_рынке_труда_в_свердловской_области (дата обращения: 10.04.2024)
  10. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. – 2015. – 11. – С. 49–56
  11. Мешкова И. В. Профессиональные интересы школьников как фактор прогнозирования развития рынка труда промышленного города // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. - 2 (48). – С.132-144.
  12. Мягков А.Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда //Социологические исследования. — 2016. — № 6. — С. 102- 109
  13. Надеева О. Г. Исследование информированности старшеклассников о профессиональных требованиях к инженерно-техническим работникам // Педагогическое образование в России. 2016. -  6. - С. 77-82
  14. О проекте «Уральская инженерная школа» (с изм. на 31 мая 2016 г.): указ Губернатора Свердл. обл. от 6 окт. 2014 г. 453-УГ [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/422448790   (дата обращения: 27.04.2023).
  15. Ситникова И.В. Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. - 4.  – С. 61-77
  16. Фрилансеры среди нас. Результаты исследования ВЦИОМ 2020 г., - URL:  https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2020/2020-09-28_Frilansery.pdf (дата обращения 22.04.2023)
  17. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений (сравнительный анализ) // Социологические исследования. 2001. - 12. - С. 108–116.
  18. Шадрина А. Как меняется подход к формированию кадрового потенциала для высокотехнологичных предприятий // РБК. 19.04.2022. – URL :https://trends.rbc.ru/trends/education/612f92469a7947d7dac82868  (дата обращения: 22.04.2023 )
  19. Вандышев М.Н. Потенциал мобильности выпускников школ малых и средних городов Свердловской области // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. 2014. № 5 (123). С. 114-124.
  20.  Долженко Р.А., Антонов Д.А. Трудоустройство выпускников: соответствие профессии и работы (на примере Свердловской области). // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 3. С. 109-121.

 

References

  1. 1.   Akberdina V.V., Sergeeva A.S. Industrial'nye regiony Rossii: sravnitel'nyj analiz [Industrial regions of Russia: comparative analysis]// Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 7 (122). S. 98-117. (In Russian).

2.         Ekonomicheskaya dinamika Rossii i regionov v usloviyah strukturnogo krizisa: analiz i prognozirovanie[Economic dynamics of Russia and the regions in the context of the structural crisis: analysis and forecasting]/ S.S. Gordeev, S.G. Zyryanov, O.P. Ivanov, A.V. Kocherov // Socium i vlast'. 2016. № 6 (62) S. 47-55. (In Russian).

3.         Ambarova P. A. Novye podhody k professional'noj orientacii v shkole v usloviyah izmenyayushchegosya mira professij [New approaches to vocational guidance at school in a changing world of professions] / P. A. Ambarova, M. V. Nemirovskij. — Tekst : neposredstvennyj // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. — 2020. — T. 26, № 1 (195). — S. 188-199. (In Russian).

4.         Burd'e P. Formy kapitala [Forms of capital]// Ekonomicheskaya sociologiya. 2002. - T.3.-  № 5. - S.60-74. (In Russian).

5.         Bannikova L.N., Boronina L.N., Vishnevskij YU.R. Novye yavleniya v cennostnyh orientaciyah ural'skogo studenchestva [New phenomena in the value orientations of the Ural students]// Sociologicheskie issledovaniya. 2013. № 2. S. 58-69. (In Russian).

6.         Student 1995–2016 gg.: dinamika sociokul'turnogo razvitiya studenchestva Srednego Urala: monografiya [Student 1995-2016: dynamics of socio-cultural development of students in the Middle Urals: monograph]/ L.N. Bannikova [i dr.]; pod obshch.red. d-ra filos. nauk, prof. YU.R. Vishnevskogo. Ekaterinburg: UrFU, 2017. 904 s. (In Russian).

7.         Didkovskaya YA.V., Trynov D.V. Social'noe samochuvstvie i ozhidaniya molodezhi industrial'nogo regiona [Social well-being and expectations of the youth of the industrial region]// Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2019. T. 12. № 1. S. 202-214. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.12. (In Russian).

8.         Golenkova Z.T., Igithanyan E.D. Professionaly – portret na fone reform[Professionals – portrait against the background of reforms]// Sociologicheskie issledovaniya. 2005. - № 2. - S. 28–36. (In Russian).

9.         Informirovanie o polozhenii na rynke truda v Sverdlovskoj oblasti [Informing about the situation on the labor market in the Sverdlovsk region]// Interaktivnyj portal Departamenta po trudu i zanyatosti naseleniya Sverdlovskoj oblasti. URL: https://www.sznural.ru/content/informirovanie_o_polozhenii_na_rynke_truda_v_sverdlovskoj_oblasti (data obrashcheniya: 10.04.2024)

10.       Klyucharev G.A. «Razryv» obrazovaniya i rynka truda: mneniya ekspertov [The "gap" between education and the labor market: expert opinions]// Sociologicheskie issledovaniya. – 2015. – № 11. – S. 49–56. (In Russian).

11.       Meshkova I. V. Professional'nye interesy shkol'nikov kak faktor prognozirovaniya razvitiya rynka truda promyshlennogo goroda [Professional interests of schoolchildren as a factor in forecasting the development of the industrial city's labor market]// Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2019. - №2 (48). – S.132-144. (In Russian).

12.       Myagkov A.YU. Studenty tekhnicheskogo vuza: professional'nye kompetencii i ozhidaniya na rynke truda [Students of a technical university: professional competencies and expectations in the labor market]//Sociologicheskie issledovaniya. — 2016. — № 6. — S. 102- 109. (In Russian).

13.       Nadeeva O. G. Issledovanie informirovannosti starsheklassnikov o professional'nyh trebovaniyah k inzhenerno-tekhnicheskim rabotnikam [A study of the awareness of high school students about the professional requirements for engineering and technical workers]// Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. №6. S. 77-82. (In Russian).

14.       O proekte «Ural'skaya inzhenernaya shkola» [About the Ural Engineering School project](s izm. na 31 maya 2016 g.): ukaz Gubernatora Sverdl. obl. ot 6 okt. 2014 g. № 453-UG [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/422448790   (data obrashcheniya: 27.04.2023).

15.       Sitnikova I.V. Professional'nye plany i strategii trudoustrojstva sovremennyh studentov [Professional plans and strategies for the employment of modern students]// Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2019. - №4.  – S. 61-77. (In Russian).

16.       Frilansery sredi nas. Rezul'taty issledovaniya VCIOM 2020 g. [16. Freelancers are among us. The results of the VTSIOM 2020 study]//URL:  https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2020/2020-09-28_Frilansery.pdf (data obrashcheniya 22.04.2023)

17.       CHerednichenko G.A. Lichnye plany vypusknikov srednih uchebnyh zavedenij (sravnitel'nyj analiz) [Personal plans of graduates of secondary educational institutions (comparative analysis)]// Sociologicheskie issledovaniya. 2001. - № 12. - S. 108–116. (In Russian).

18.       SHadrina A. Kak menyaetsya podhod k formirovaniyu kadrovogo potenciala dlya vysokotekhnologichnyh predpriyatij [How is the approach to the formation of human resources for high-tech enterprises changing]// RBK. 19.04.2022. – URL :https://trends.rbc.ru/trends/education/612f92469a7947d7dac82868  (data obrashcheniya: 22.04.2023 )

19.       Vandyshev M.N. Potencial mobil'nosti vypusknikov shkol malyh i srednih gorodov Sverdlovskoj oblasti [Mobility potential of graduates of schools in small and medium-sized cities of the Sverdlovsk region]// Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye problemy. 2014. № 5 (123). S. 114-124. (In Russian).

20.       Dolzhenko R.A., Antonov D.A. Trudoustrojstvo vypusknikov: sootvetstvie professii i raboty (na primere Sverdlovskoj oblasti)[ Employment of graduates: matching profession and work (on the example of the Sverdlovsk region)]// Narodonaselenie. 2018. T. 21. № 3. S. 109-121. (In Russian).

 

 

Благодарности: Статья подготовлена в рамках научного проекта ««Ценностная перспектива и потребностно-мотивационная сфера молодежи как условия ее устойчивой профессиональной самореализации на предприятиях реального сектора экономики», который был реализован 2022-­2023 гг. коллективом кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) по инициативе ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург. Авторы  выражают благодарность Е.В.Прямиковой, доктору социологических наук, профессору кафедры философии, социологии и культурологии, И. В. Шапко, кандидату философских наук, доценту кафедры философии, социологии и культурологии за совместную работу в рамках временного научного коллектива, активное участие в проведении и обработке результатов прикладного социологического исследования, помощь в написании статьи.

 

Сведения об авторах

Шалагина Е.В. - к.социол.н., доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета.

Екатеринбург, Россия.

ORCID 0009­0001­5140­705X

AuthorIDРИНЦ: 476878

ResearcherID: JAC-5507-2023

620089, г.Екатеринбург, Родонитовая 14-122

+79521422234

elshal96@gmail.com

 

Шихова О.Н. - к.социол.н., доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральский государственный педагогический университет.

Екатеринбург, Россия.

ORCID 0000­0003­4398­062X

AuthorIDРИНЦ: 621567

ResearcherID: AGQ-2230-2022

624070, Свердловская область,г.Среднеуральск, ул.Лесная, д.7, кв.115

+79089075408

krutikol@mail.ru

 

Information about the Authors          

 

E. V. Shalagina

Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

E-mail: elshal96@gmail.com

 

O. N. Shikhova

Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

E-mail: krutikol@mail.ru

  

 

[1]Объект социологического исследования: молодые сотрудники ЗиКа.

Предмет социологического исследования: развитие механизмов устойчивой профессиональной самореализации молодых специалистов на предприятии реального сектора экономики (на примере  - ЗиК)

Целью являлось выявление основных проблем адаптации и закрепления молодых специалистов на индустриальном предприятии (ЗиК)

Методы:

  1. количественная стратегия – формализованное интервью с молодыми сотрудниками ЗиКа (выборка: многоступенчатая, квотная, n – 204 чел)
  2. качественная стратегия- интервью (тип – глубинный, экспертный) с сотрудниками кадровой службы ЗиКа(n– 5) и  фокус-группы с молодыми работниками (n-2).

 

Список литературы

1. Захаровский Л. В. Советская модель профессионально-технического образования: актуализация опыта в современных условиях. Екатеринбург: РГППУ, 2015. 104 с. https://elibrary.ru/wekckl

2. Белова И. А., Французова Л. Я., Французов М. М. О проблемах профориентационной работы в школе. Социологические исследования. 2000. № 5. С. 103–106.

3. Селиванова З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков. Социологические исследования. 2017. № 5. С. 51–56. https://elibrary.ru/yqrheb

4. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа – вуз – рынок труда». Социологические исследования. 2015. № 1. С. 120–128. https://elibrary.ru/rnbekb

5. Исакова К. Л., Прямикова Е. В. Установки обучающихся общеобразовательных организаций на работу в промышленной сфере (на примере Свердловской области). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 5. С. 110–118. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.012

6. Акбердина В. В., Сергеева А. С. Индустриальные регионы России: сравнительный анализ. Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 7. С. 98–117. https://elibrary.ru/vdljqt

7. Прямикова Е. В., Шапко И. В. Исследования ценностных ориентаций школьников и студентов: методологические и методические вопросы. Педагогическое образование в России. 2019. № 4. С. 43–49. https://doi.org/10.26170/po19-04-05

8. Попович А. Э. Профилизация средней общеобразовательной школы в отечественной системе образования. Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 1. С. 153–156. https://elibrary.ru/nufnbr

9. Шалагина Е. В. Профориентация школьников в представлениях молодых специалистов промышленного предприятия (по материалам социологического исследования). Молодежь в меняющемся мире: траектории самоопределения: XIV Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14 апреля 2023 г.) Екатеринбург: УрГПУ, 2023. С. 314–319. https://elibrary.ru/lnpdwo

10. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов. Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56. https://elibrary.ru/vbzysf

11. Банникова Л. Н., Боронина Л. Н., Вишневский Ю. Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества. Социологические исследования. 2013. № 2. С. 58–68. https://elibrary.ru/pwuqoh

12. Пьянкова Л. А. Междисциплинарный анализ научной категории профессиональное определение. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 1. С. 75–88. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-1-75-88

13. Мешкова И. В. Профессиональные интересы школьников как фактор прогнозирования развития рынка труда промышленного города. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 2. С. 132–144. https://elibrary.ru/qwfgci

14. Moscovici S. The phenomenon of social representations. Social representations, eds. Farr R. M., Moscovici S., Cambridge: Cambridge University Press, 1984, 3–69.

15. Ваньке А. В., Кулаев М. А. Рабочие в дискурсе российских телеканалов и печатной прессы. Социологические исследования. 2015. № 7. С. 126–132. https://elibrary.ru/ucfobh

16. Банникова Л. Н. Студенты-инженеры. Студенты технического профиля подготовки о себе и о своем будущем. Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала, ред. Вишневский Ю. Р., Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 731–762.

17. Шихова О. Н., Прямикова Е. В. Изучение планов старшеклассников по поводу профессионального будущего в индустриальном секторе. Цифровая социализация и цифровая компетентность в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии: VI Междунар. конф. (Казань, 18–19 мая 2023 г.) Казань: КФУ, 2023. С. 533–541. https://elibrary.ru/ebwyhy

18. Дидковская Я. В., Трынов Д. В. Социальное самочувствие и ожидания молодежи индустриального региона. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 202–214. https://doi.org/10.15838/esc.2019.1.61.12

19. Долженко Р. А., Антонов Д. А. Трудоустройство выпускников: соответствие профессии и работы (на примере Свердловской области). Народонаселение. 2018. Т. 21. № 3. С. 109–121. https://elibrary.ru/ynhelj

20. Амбарова П. А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1. С. 188–199. https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.1.021

21. Надеева О. Г. Исследование информированности старшеклассников о профессиональных требованиях к инженерно-техническим работникам. Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 77–82. https://doi.org/10.26170/po16-06-13.

22. Ситникова И. В. Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 61–77. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2019.4.5

23. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74. https://elibrary.ru/oyuvrd

24. Вандышев М. Н. Потенциальная мобильность выпускников школ малых и средних городов Свердловской области. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 5. С. 114–124. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.5.06

25. Водяха С. А., Водяха Ю. Е., Симбирцева Н. А., Шалагина Е. В. Вызовы времени: самопроектирование молодежи как междисциплинарная задача. Общество. Среда. Развитие. 2021. № 1. С. 15–20. https://elibrary.ru/yzliyp

26. Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда. Социологические исследования. 2016. № 6. С. 102–109. https://elibrary.ru/wbbien

27. Долженко Р. А. Форсайт по развитию школ Екатеринбурга: формулировка проблем и поиск решений. Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 22–29. https://doi.org/10.26170/po20-05-02


Войти или Создать
* Забыли пароль?