Диалогический дискурс в медицинской практике: когнитивно-речевые проявления и специфика организации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследования когнитивно-речевых особенностей и специфики диалогической речи подростков, перенесших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, актуальны и теоретически значимы. Диалогическая речь подростков, имеющих септальный врожденный порок сердца в анамнезе, потребовавший закрытия в условиях искусственного кровообращения, малоизучена с лингвистических позиций. В работе описаны и классифицированы реплики-вопросы и реплики-ответы из 27 диалогов между кардиологом и подростками 13–15 лет, перенесшими оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца. Цель – выявить и описать особенности вопросов и ответов, организующих диалог между кардиологом и пациентом. В материал исследования были включены диалоги с обезличенной информацией, проводимые во время сбора субъективного анамнеза в раннем послеоперационном периоде, то есть в первые 7 суток после операции (в среднем на 6-7-й день). Применены методы дискурс-анализа, структурно-­синтаксического анализа диалогов-расспросов врача и пациента с последующей типологизацией вопросов и ответов коммуникантов. Результаты показали, что вопросно-ответные диалоги характеризуются быстрой сменяемостью реплик, их крат­костью и синтаксически зависимым характером. Врач выступает источником речевой активности подростка, он владеет эффективными тактиками запроса информации, является лидером в коммуникации с пациентом. Практически все реплики диалогов семантически, структурно и коммуникативно взаимосвязаны. Односложные ответы пациентов-подростков и сбои в коммуникации можно объяснить психо­логическими особенностями подросткового возраста и / или послеоперационным состоянием пациента. Сделан вывод, что кардиологам-педиатрам следует формулировать планы расспросов о состоянии здоровья с учетом психологических, речевых и когнитивных особенностей пациентов, перенесших операцию на сердце.

Ключевые слова:
медицинский дискурс, диалогическая речь, реплика-вопрос, реплика-ответ, пациенты с ВПС, когнитивно-речевые особенности
Список литературы

1. King A., Hoppe R. B. "Best practice" for patient-centered communication: A narrative review. Journal of Graduate Medical Education, 2013, 5(3): 385–393. https://doi.org/10.4300/jgme-d-13-00072.1

2. Ratna H. The importance of effective communication in healthcare practice. Harvard Public Health Review, 2019, 23. https://doi.org/10.54111/0001/W4

3. Power E. G. M. Considerations for effective communication of medical information. Pharmaceutical Medicine, 2023, 37(2): 97–101. https://doi.org/10.1007/s40290-023-00461-3

4. Sharkiya S. H. Quality communication can improve patient-centred health outcomes among older patients: A rapid review. BMC Health Services Research, 2023, 23(1). https://doi.org/10.1186/s12913-023-09869-8

5. Cappola A. R., Cohen K. S. Strategies to improve medical communication. JAMA, 2024, 331(1): 70–71. https://doi.org/10.1001/jama.2023.23430

6. Таратухин Е. О., Кудинова М. А., Шнайдер Я. Э., Шайдюк О. Ю. Составляющие этического взаимодействия в клинической работе. Российский кардиологический журнал. 2022. Т. 27. № 9. С. 118–123. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5203

7. Швец Ю. Ю. Понятие достоинства пациента и врача в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30. № S. С. 1155–1161. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-s1-1155-1161

8. Ошкокова Ю. Д., Анциферова О. Н. О стратегиях речевого поведения врача. Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 8–9 апреля 2021 г.) Екатеринбург: УГМУ, 2021. Т. 3. С. 295–299. https://elibrary.ru/xpjkqy

9. Каменева В. А., Морозова И. С. Психолингвистические аспекты медицинской коммуникации. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 21. № 2. С. 75–88. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-2-75-88

10. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи: на материале английского языка. Киев: Рад. шк., 1989. 156 с.

11. Якубинский Л. П. О диалогической речи. In: Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

12. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. 256 с.

13. Блох М. Я., Поляков С. М. Строй диалогической речи. М.: Прометей, 1992. 153 с.

14. Кремс И. А. Проблемы коммуникации в медицине. Актуальные вопросы медицины: II Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 20 декабря 2020 г.) Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. С. 8–10. https://elibrary.ru/kaegna

15. Шапошник И. И., Богданов Д. В., Генкель В. В., Колядич М. И. Опыт выработки у студентов деонтологических навыков при курации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Российский кардиологический журнал. 2020. Т. 25. № 9. С. 20–24. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-3922

16. Walton D. N., Krabbe E. C. W. Commitment in dialogue: Basic concepts of interpersonal reasoning. Albany: State University of New York Press, 1995, 236.

17. Posner R. Types of dialogue: The functions of commenting. Discourse Processes, 1980, 3(4): 381–398. https://doi.org/10.1080/01638538009544499

18. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М.: ИНФРА-М, 1997. 272 с. https://elibrary.ru/raolyd

19. Бородулина М. К., Минина Н. М. Основы преподавания иностранных языков в языковом вузе. М.: Высш. шк., 1968. 118 с.

20. Халмуратова М. Т. Значение расспроса больного в диагностическом процессе. Экономика и социум. 2018. № 4. С. 677–680. https://elibrary.ru/uufbke

21. Тетенев Ф. Ф., Бодрова Т. Н. Расспрос больных в клинике внутренних болезней (материалы к клиническим лекциям). Томск: СибГМУ, 2010. 239 с. https://elibrary.ru/qlyklr

22. Калдарбеков С. Н., Мамырбекова С. А., Токбай А. Б. Коммуникативные барьеры и методы их преодоления в медицинской организации. Вестник науки и творчества. 2022. № 5. С. 40–45. https://elibrary.ru/xsawxp

23. Каменева В. А., Румянцева А. А. Коммуникативные неудачи. Когнитивные нарушения как один из коммуникативных барьеров в коммуникации между детским кардиологом и пациентом. Наука и образование: проблемы и перспективы: XXV Междунар. науч.-практ. конф. (Бийск, 28 апреля 2023 г.) Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2023. С. 140–143. https://elibrary.ru/isnkgx

24. Давидов Д. Р., Москвичева А. С., Шубина Л. Б., Шикина И. Б. Проблема коммуникации врача и пациента. Социальные аспекты здоровья населения. 2023. Т. 69. № 3. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-3-2

25. Румянцева А. А., Каменева В. А. Компаративный анализ показателей рецептивной и экспрессивной речи у младших школьников с септальными врожденными пороками сердца. Комплексные проблемы сердечно­сосудистых заболеваний. 2023. Т. 12. № S4. С. 6–12. https://doi.org/10.17802/2306-1278-2023-12-4S-6-12


Войти или Создать
* Забыли пароль?