ЛИТЕРАТУРА В ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ КНИГ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель – проанализировать влияние художественной литературы в жанре фэнтези на политическую социализацию подростков на примере серии романов о Гарри Поттере. Современная молодежь узнает о политике до того, как получает реальный политический опыт, что позволяет заложить фундамент политического образования, который потенциально может оказывать влияние на последующую политическую социализацию, в том числе во взрослом возрасте. Важно понимать, какой эффект на восприятие политического мира оказывает художественная литература, особенно те произведения, которые получили распространение среди молодых людей и рассматриваются ими как значимые. Помимо популярности анализируемой гепталогии, актуальность исследования объясняется недостаточной изученностью указанной проблемы в отношении российских подростков на фоне геополитической напряженности и культурного конфликта с Западом, а также низким уровнем молодежного политического участия в целом. Новизна работы заключается во вкладе авторов в понимание политической культуры молодежи и потенциального влияния литературы на нее. Проведен анализ политической системы вселенной Гарри Поттера, и выделены ее основные элементы. Методология включала дискурс-анализ с опорой на систему политических ориентаций, предложенную Г. Алмондом и С. Вербой. Обнаружено, что произведение формирует негативный образ государства и политических процессов, акцентирует внимание на несправедливости и нечестности законов. Выявлено, что описание политического мира и его оценка в рассматриваемой серии романов способствуют формированию негативных политических ориентаций, что может стать причиной политической пассивности или протестности читателя. К позитивному влиянию можно отнести развитие толерантности по отношению к другим. Социализирующий потенциал усиливается за счет развитой субкультуры фанфикшн, которая дает возможность читателю предложить собственную интерпретацию произведения через принятие рамок, заданных основным сюжетом. Это способствует интериоризации описанной политической реальности.

Ключевые слова:
фэнтези, политическая социализация, Гарри Поттер, подростки, политика, политический мир
Список литературы

1. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет, 1998. 425 с. https://elibrary.ru/vgkohb

2. Щербинин А. И. Тоталитарная индоктринация как управление сознанием. Томск: ТГУ, 2012. 271 с. https://elibrary.ru/vgkohb

3. Смелзер Н. Дж. Социология. М.: Феникс, 1994. 687 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социол. знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 323 с.

5. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против», ред. Е. Я. Басина, М. Я. Полякова М.: Прогресс, 1975. С. 193–230.

6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020

7. Демина А. В. Фэнтези как симулякр. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 4. С. 272–277. https://elibrary.ru/veevut

8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2019-93-2-28-47

9. Штейнман М. А. Трансформация метафоры власти в XX – начале XXI столетия (на примере произведений Дж. Р. Р. Толкина и Дж. Мартина). Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 2. С. 28–47.

10. Карлова О. А., Копцева Н. П., Резникова К. В., Ситникова А. А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры. Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 4. С. 189–201. https://elibrary.ru/dujlul

11. Odriozola J. M. J. R. R. Tolkien: The philosophical basis of sub-creative words. Logos, 2019, 22(3): 105–129. https://doi.org/10.1353/log.2019.0023

12. Apostolides A., Meylahn J.-A. The lived theology of the Harry Potter series. HTS Teologiese Studies, 2014, 70(1). https://doi.org/10.4102/hts.v70i1.2713

13. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура (подход к изучению политической культуры) (I). Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2010. № 2. С. 122–144. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2010-57-2-122-144

14. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста. Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20–33. https://elibrary.ru/gmiloy

15. Boucher G. M. The specificity of fantasy and the "affective novum": A theory of a core subset of fantasy literature. Literature, 2024, 4(2): 101–121. https://doi.org/10.3390/literature4020008

16. Данилова А. С., Ашанина А. О. Репрезентация концепта «расизм» в романах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. Современные технологии обучения иностранным языкам: Междунар. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 20–21 января 2023 г.) Ульяновск: УлГТУ, 2023. С. 213–219. https://elibrary.ru/gmiloy

17. Прохоров Э. Т. Темный лорд как политический лидер в книгах и экранизациях о Гарри Поттере. Научный потенциал. 2023. № 4-1. С. 27–36. https://elibrary.ru/etaked

18. Кузнецов И. И., Куликова Е. В., Петрова Ю. В. Пространство героев в сознании российской молодежи: разнообразие предложений при неясных предпочтениях. Политическая наука. 2023. № 2. С. 179–202. https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.08

19. Белов С. И., Вантеевский М. М., Ярошева Д. В. Ценностные предпочтения современной российской молодежи: результаты обобщения экспертных мнений. Политическая наука. 2023. № 2. С. 163–178. https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.07

20. Сачкова Е. В. Символ и его роль в межкультурной коммуникации. Актуальные аспекты современного переводоведения и межкультурной коммуникации: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28 мая 2019 г.) М.: РУТ (МИИТ), 2020. С. 28–35. https://elibrary.ru/xvxmsi

21. Тимошенко Е. К. Фанфикшн сообщества поклонников эпопеи о Гарри Поттере как дискурс. Stephanos. 2015. № 6. С. 250–255. https://elibrary.ru/vkbead

22. Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. Харьков: Гуманитарный центр, 2015. 688 с. https://elibrary.ru/hhionn

23. Купцова И. А., Унукаев Г. А. Культура фэнтези как средство социализации подростков. Образование и культурное пространство. 2020. № 2. С. 62–69. https://elibrary.ru/hhionn

24. Рогов И. В. Фэнтези-сеттинги последних лет: роль и значение в современной коммуникации. Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 2. С. 20–30. https://doi.org/10.24412/3034-1930-2023-0120

25. Ястремская Ю. А., Никитина В. А. Воспитательная составляющая романов о Гарри Поттере при изучении литературы в основной школе. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6. С. 62–64. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-62-64


Войти или Создать
* Забыли пароль?