Томск, Россия
Томск, Россия
Цель – проанализировать влияние художественной литературы в жанре фэнтези на политическую социализацию подростков на примере серии романов о Гарри Поттере. Современная молодежь узнает о политике до того, как получает реальный политический опыт, что позволяет заложить фундамент политического образования, который потенциально может оказывать влияние на последующую политическую социализацию, в том числе во взрослом возрасте. Важно понимать, какой эффект на восприятие политического мира оказывает художественная литература, особенно те произведения, которые получили распространение среди молодых людей и рассматриваются ими как значимые. Помимо популярности анализируемой гепталогии, актуальность исследования объясняется недостаточной изученностью указанной проблемы в отношении российских подростков на фоне геополитической напряженности и культурного конфликта с Западом, а также низким уровнем молодежного политического участия в целом. Новизна работы заключается во вкладе авторов в понимание политической культуры молодежи и потенциального влияния литературы на нее. Проведен анализ политической системы вселенной Гарри Поттера, и выделены ее основные элементы. Методология включала дискурс-анализ с опорой на систему политических ориентаций, предложенную Г. Алмондом и С. Вербой. Обнаружено, что произведение формирует негативный образ государства и политических процессов, акцентирует внимание на несправедливости и нечестности законов. Выявлено, что описание политического мира и его оценка в рассматриваемой серии романов способствуют формированию негативных политических ориентаций, что может стать причиной политической пассивности или протестности читателя. К позитивному влиянию можно отнести развитие толерантности по отношению к другим. Социализирующий потенциал усиливается за счет развитой субкультуры фанфикшн, которая дает возможность читателю предложить собственную интерпретацию произведения через принятие рамок, заданных основным сюжетом. Это способствует интериоризации описанной политической реальности.
фэнтези, политическая социализация, Гарри Поттер, подростки, политика, политический мир
1. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет, 1998. 425 с. https://elibrary.ru/vgkohb
2. Щербинин А. И. Тоталитарная индоктринация как управление сознанием. Томск: ТГУ, 2012. 271 с. https://elibrary.ru/vgkohb
3. Смелзер Н. Дж. Социология. М.: Феникс, 1994. 687 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социол. знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 323 с.
5. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против», ред. Е. Я. Басина, М. Я. Полякова М.: Прогресс, 1975. С. 193–230.
6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020
7. Демина А. В. Фэнтези как симулякр. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 4. С. 272–277. https://elibrary.ru/veevut
8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2019-93-2-28-47
9. Штейнман М. А. Трансформация метафоры власти в XX – начале XXI столетия (на примере произведений Дж. Р. Р. Толкина и Дж. Мартина). Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 2. С. 28–47.
10. Карлова О. А., Копцева Н. П., Резникова К. В., Ситникова А. А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры. Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 4. С. 189–201. https://elibrary.ru/dujlul
11. Odriozola J. M. J. R. R. Tolkien: The philosophical basis of sub-creative words. Logos, 2019, 22(3): 105–129. https://doi.org/10.1353/log.2019.0023
12. Apostolides A., Meylahn J.-A. The lived theology of the Harry Potter series. HTS Teologiese Studies, 2014, 70(1). https://doi.org/10.4102/hts.v70i1.2713
13. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура (подход к изучению политической культуры) (I). Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2010. № 2. С. 122–144. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2010-57-2-122-144
14. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста. Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20–33. https://elibrary.ru/gmiloy
15. Boucher G. M. The specificity of fantasy and the "affective novum": A theory of a core subset of fantasy literature. Literature, 2024, 4(2): 101–121. https://doi.org/10.3390/literature4020008
16. Данилова А. С., Ашанина А. О. Репрезентация концепта «расизм» в романах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. Современные технологии обучения иностранным языкам: Междунар. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 20–21 января 2023 г.) Ульяновск: УлГТУ, 2023. С. 213–219. https://elibrary.ru/gmiloy
17. Прохоров Э. Т. Темный лорд как политический лидер в книгах и экранизациях о Гарри Поттере. Научный потенциал. 2023. № 4-1. С. 27–36. https://elibrary.ru/etaked
18. Кузнецов И. И., Куликова Е. В., Петрова Ю. В. Пространство героев в сознании российской молодежи: разнообразие предложений при неясных предпочтениях. Политическая наука. 2023. № 2. С. 179–202. https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.08
19. Белов С. И., Вантеевский М. М., Ярошева Д. В. Ценностные предпочтения современной российской молодежи: результаты обобщения экспертных мнений. Политическая наука. 2023. № 2. С. 163–178. https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.07
20. Сачкова Е. В. Символ и его роль в межкультурной коммуникации. Актуальные аспекты современного переводоведения и межкультурной коммуникации: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28 мая 2019 г.) М.: РУТ (МИИТ), 2020. С. 28–35. https://elibrary.ru/xvxmsi
21. Тимошенко Е. К. Фанфикшн сообщества поклонников эпопеи о Гарри Поттере как дискурс. Stephanos. 2015. № 6. С. 250–255. https://elibrary.ru/vkbead
22. Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. Харьков: Гуманитарный центр, 2015. 688 с. https://elibrary.ru/hhionn
23. Купцова И. А., Унукаев Г. А. Культура фэнтези как средство социализации подростков. Образование и культурное пространство. 2020. № 2. С. 62–69. https://elibrary.ru/hhionn
24. Рогов И. В. Фэнтези-сеттинги последних лет: роль и значение в современной коммуникации. Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 2. С. 20–30. https://doi.org/10.24412/3034-1930-2023-0120
25. Ястремская Ю. А., Никитина В. А. Воспитательная составляющая романов о Гарри Поттере при изучении литературы в основной школе. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6. С. 62–64. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-62-64