сотрудник с 01.01.2022 по настоящее время
Екатеринбург, Россия
овременная стадия развития российского общества характеризуется разрушением многих стереотипов, сложившихся в условиях тесного сотрудничества Российской Федерации с Западом. Процессы глобализации способствовали интенсивному обмену информацией, кадрами, культурными образцами между странами, вызвав иллюзию замещения национальных ценностей ценностями других государств, ослабление значения образцов национальной культуры и отечественных традиций. Особую актуальность обретает определение того, как эти процессы сказываются на самосознании молодежи, ее социальной идентичности. Социальная идентичность проявляется в приверженности гражданина национальным ценностям и традициям, отечественным образцам культуры, рассмотренным под углом восприятия влияния внешних факторов. Одним из важнейших каналов влияния на социальную идентичность является музыка, которая выступает инструментом социализации формирующейся личности. Цель статьи – определить структуру музыкальных предпочтений и их влияние на социальную (национальную) идентичность молодежи. Проведен анализ механизмов восприятия музыкального произведения посредством трехуровневой модели, что позволяет глубже понять процесс формирования социальной идентичности и определить уровни (витальный, стилевой и когнитивный) формирования музыкальной культуры личности. На основе интернет-опроса (n = 217), проведенного в ноябре-декабре 2024 г., проанализированы музыкальные предпочтения молодежной аудитории, определено влияние различных факторов на выбор музыкальных приоритетов, обозначены лидеры и аутсайдеры восприятия музыкальных произведений в молодежной среде. Выявлена неустойчивая зависимость между музыкальными предпочтениями молодых людей и параметрами их социальной идентичности: при достаточно низкой оценке отечественных образцов музыкальной культуры респонденты четко обозначили свою национальную принадлежность и приверженность традициям. Установлена связь между музыкальными предпочтениями молодежи и слабым знанием отечественных образцов музыкальной культуры. Официальные средства массовой информации не привлекают молодых людей интересными проектами, пропагандирующими высшие образцы отечественного музыкального искусства. Отсутствие комплексной государственной политики по развитию музыкальной культуры в молодежной среде способствует распространению в ней инородных российским традициям течений.
глобализация, социальная идентичность, историческая память, социализация личности, молодежь, музыкальные приоритеты, музыкальное произведение, восприятие музыкального произведения
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 323 с.
2. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. Мир России. Социология. Этнология. 1995. № 3-4. С. 158–181. https://elibrary.ru/tskdiw
3. Иванов В. Н. Влияние глобализационных процессов на национальную идентичность на современном этапе. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4. С. 1003–1007. https://elibrary.ru/sjmnst
4. Ковалева А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации. Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С. 89–103. https://doi.org/10.17805/zpu.2019.4.7
5. Shamionov R. M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2020, 17(3): 459–472. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472
6. Великая Н. М., Лисенкова А. А. Социально-культурная идентичность студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16. № 4. С. 374–390. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.402
7. Серафимова Л. И. Музыкальное образование и его роль в сохранении культурного наследия. Современное профессиональное образование. 2024. № 1. С. 45–48. https://elibrary.ru/luivza
8. Полянская Е. Н., Каргина Н. В. Музыкально-стилевые предпочтения российских студентов. Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 187–194. https://doi.org/10.17805/zpu.2018.1.15
9. Таниева Г. М. Музыка как фактор формирования социальной идентичности у молодежи. Современные исследования социальных проблем. 2014. № 3. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-3-11
10. Сазонова И. Г. Когнитивные аспекты восприятия музыкальных произведений студентами политехнического университета. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 378–381. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0085
11. Адорно Т. Л. В. Избранное: социология музыки. СПб.: Университетская книга, 1999. 448 c. https://elibrary.ru/xdtnth
12. Barata M. L., Coelho P. S. Music streaming services: Understanding the drivers of customer purchase and intention to recommend. Heliyon, 2021, 7(8). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07783
13. Davis R. A. Music education and cultural identity. Educational Philosophy and Theory, 2005, 37(1): 47–63. https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2005.00097.x
14. Clark A. B., Lonsdale A. J. Music preference, social identity, and collective self-esteem. Psychology of Music, 2023, 51(4): 1119–1131. https://doi.org/10.1177/03057356221126202
15. Шевченко Е. П. Социологический анализ источников музыкальных предпочтений современных тинейджеров. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12. № 3. С. 20–25. https://elibrary.ru/pjxonp
16. Толубинская М. Д. Музыка как необходимый фактор в воспитании личности. Культура и цивилизация. 2024. Т. 14. № 4-1. С. 58–63. https://elibrary.ru/oayiue
17. Черногорцева С. Ю., Филонова М. К. Маркетинговое исследование «Музыкальное погружение»: сегментация ценностей и потребительских мотивов молодежной аудитории с точки зрения музыкальных предпочтений. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 5. С. 35–42. https://elibrary.ru/huwtxn
18. Панова Н. Г. Музыкальное исполнительство как средство нравственного воспитания детей и молодежи в условиях досуга. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6. С. 190–192. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-190-192
19. Way S. F., Gil S., Anderson I., Clauset A. Environmental changes and the dynamics of musical identity. ICWSM 19: Proc. 13th Intern. Conf., Münich, 11–14 Jul 2019. Münich: IBIMA, 2019, 527–536. https://doi.org/10.1609/icwsm.v13i01.3250
20. Керимов А. А., Эбзеев А. А. Факторы и тенденции протестной активности молодежи в современной России. Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 1. С. 104–123. https://doi.org/10.17506/18179568_2022_19_1_104
21. Озерова К. А. Историческая память, групповая идентичность и национальная музыка: теоретико-методологические основания социологического исследования. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2015. № 4. С. 42–48. https://elibrary.ru/vcqoub
22. Бедрикова М. Л. Русская литература и музыка на рубеже ХХ–XXI вв.: к вопросу о национальной идентичности. Libri Magistri. 2018. № 5. С. 87–91. https://elibrary.ru/uxdkbt
23. Грищук А. В. Текст патриотической песни как вид креолизованного текста. Современное профессиональное образование. 2025. № 1. С. 177–181. https://elibrary.ru/xybyyy
24. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict. The social psychology of intergroup relations, eds. Austin W. G., Worchel S. Monterey: Brooks/Cole, 1979, 33–47.
25. Greasley A., Lamont A. Musical preferences. The Oxford handbook of music psychology, eds. Hallam S., Cross I., Thaut M. H. 2nd ed. Online: Oxford University Press, 2016, chpt. 17, 263–281. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198722946.013.58
26. Strauss W., Howe N. The fourth turning: An American prophecy – what the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. NY: Crown, 1997, 400.
27. Колесниченко М. Б., Колупаева В. В. Социальные аспекты интернет-зависимости молодежи. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 97–105. https://elibrary.ru/ykjuzb
28. Лапидус Л. В., Гостилович А. О., Омарова Ш. А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения. Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271–293. https://elibrary.ru/rbwlek
29. Снежинская М. Г. Музыкальная индустрия в эпоху больших данных: перспективы социологических и маркетинговых исследований. Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 4. С. 161–172. https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6093
30. Пальмов С. В., Скакун О. О. Использование искусственного интеллекта музыкальными сервисами. Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 198–203. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_198



