Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
овременная стадия развития российского общества характеризуется разрушением многих стереотипов, сложившихся в условиях тесного сотрудничества Российской Федерации с Западом. Процессы глобализации способствовали интенсивному обмену информацией, кадрами, культурными образцами между странами, вызвав иллюзию замещения национальных ценностей ценностями других государств, ослабление значения образцов национальной культуры и отечественных традиций. Особую актуальность обретает определение того, как эти процессы сказываются на самосознании молодежи, ее социальной идентичности. Социальная идентичность проявляется в приверженности гражданина национальным ценностям и традициям, отечественным образцам культуры, рассмотренным под углом восприятия влияния внешних факторов. Одним из важнейших каналов влияния на социальную идентичность является музыка, которая выступает инструментом социализации формирующейся личности. Цель статьи – определить структуру музыкальных предпочтений и их влияние на социальную (национальную) идентичность молодежи. Проведен анализ механизмов восприятия музыкального произведения посредством трехуровневой модели, что позволяет глубже понять процесс формирования социальной идентичности и определить уровни (витальный, стилевой и когнитивный) формирования музыкальной культуры личности. На основе интернет-опроса (n = 217), проведенного в ноябре-декабре 2024 г., проанализированы музыкальные предпочтения молодежной аудитории, определено влияние различных факторов на выбор музыкальных приоритетов, обозначены лидеры и аутсайдеры восприятия музыкальных произведений в молодежной среде. Выявлена неустойчивая зависимость между музыкальными предпочтениями молодых людей и параметрами их социальной идентичности: при достаточно низкой оценке отечественных образцов музыкальной культуры респонденты четко обозначили свою национальную принадлежность и приверженность традициям. Установлена связь между музыкальными предпочтениями молодежи и слабым знанием отечественных образцов музыкальной культуры. Официальные средства массовой информации не привлекают молодых людей интересными проектами, пропагандирующими высшие образцы отечественного музыкального искусства. Отсутствие комплексной государственной политики по развитию музыкальной культуры в молодежной среде способствует распространению в ней инородных российским традициям течений.

Ключевые слова:
глобализация, социальная идентичность, историческая память, социализация личности, молодежь, музыкальные приоритеты, музыкальное произведение, восприятие музыкального произведения
Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 323 с.

2. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. Мир России. Социология. Этнология. 1995. № 3-4. С. 158–181. https://elibrary.ru/tskdiw

3. Иванов В. Н. Влияние глобализационных процессов на национальную идентичность на современном этапе. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4. С. 1003–1007. https://elibrary.ru/sjmnst

4. Ковалева А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации. Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С. 89–103. https://doi.org/10.17805/zpu.2019.4.7

5. Shamionov R. M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2020, 17(3): 459–472. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472

6. Великая Н. М., Лисенкова А. А. Социально-культурная идентичность студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16. № 4. С. 374–390. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.402

7. Серафимова Л. И. Музыкальное образование и его роль в сохранении культурного наследия. Современное профессиональное образование. 2024. № 1. С. 45–48. https://elibrary.ru/luivza

8. Полянская Е. Н., Каргина Н. В. Музыкально-стилевые предпочтения российских студентов. Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 187–194. https://doi.org/10.17805/zpu.2018.1.15

9. Таниева Г. М. Музыка как фактор формирования социальной идентичности у молодежи. Современные исследования социальных проблем. 2014. № 3. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-3-11

10. Сазонова И. Г. Когнитивные аспекты восприятия музыкальных произведений студентами политехнического университета. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 378–381. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0085

11. Адорно Т. Л. В. Избранное: социология музыки. СПб.: Университетская книга, 1999. 448 c. https://elibrary.ru/xdtnth

12. Barata M. L., Coelho P. S. Music streaming services: Understanding the drivers of customer purchase and intention to recommend. Heliyon, 2021, 7(8). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07783

13. Davis R. A. Music education and cultural identity. Educational Philosophy and Theory, 2005, 37(1): 47–63. https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2005.00097.x

14. Clark A. B., Lonsdale A. J. Music preference, social identity, and collective self-esteem. Psychology of Music, 2023, 51(4): 1119–1131. https://doi.org/10.1177/03057356221126202

15. Шевченко Е. П. Социологический анализ источников музыкальных предпочтений современных тинейджеров. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12. № 3. С. 20–25. https://elibrary.ru/pjxonp

16. Толубинская М. Д. Музыка как необходимый фактор в воспитании личности. Культура и цивилизация. 2024. Т. 14. № 4-1. С. 58–63. https://elibrary.ru/oayiue

17. Черногорцева С. Ю., Филонова М. К. Маркетинговое исследование «Музыкальное погружение»: сегментация ценностей и потребительских мотивов молодежной аудитории с точки зрения музыкальных предпочтений. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 5. С. 35–42. https://elibrary.ru/huwtxn

18. Панова Н. Г. Музыкальное исполнительство как средство нравственного воспитания детей и молодежи в условиях досуга. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6. С. 190–192. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-190-192

19. Way S. F., Gil S., Anderson I., Clauset A. Environmental changes and the dynamics of musical identity. ICWSM 19: Proc. 13th Intern. Conf., Münich, 11–14 Jul 2019. Münich: IBIMA, 2019, 527–536. https://doi.org/10.1609/icwsm.v13i01.3250

20. Керимов А. А., Эбзеев А. А. Факторы и тенденции протестной активности молодежи в современной России. Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 1. С. 104–123. https://doi.org/10.17506/18179568_2022_19_1_104

21. Озерова К. А. Историческая память, групповая идентичность и национальная музыка: теоретико-методологические основания социологического исследования. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2015. № 4. С. 42–48. https://elibrary.ru/vcqoub

22. Бедрикова М. Л. Русская литература и музыка на рубеже ХХ–XXI вв.: к вопросу о национальной идентичности. Libri Magistri. 2018. № 5. С. 87–91. https://elibrary.ru/uxdkbt

23. Грищук А. В. Текст патриотической песни как вид креолизованного текста. Современное профессиональное образование. 2025. № 1. С. 177–181. https://elibrary.ru/xybyyy

24. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict. The social psychology of intergroup relations, eds. Austin W. G., Worchel S. Monterey: Brooks/Cole, 1979, 33–47.

25. Greasley A., Lamont A. Musical preferences. The Oxford handbook of music psychology, eds. Hallam S., Cross I., Thaut M. H. 2nd ed. Online: Oxford University Press, 2016, chpt. 17, 263–281. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198722946.013.58

26. Strauss W., Howe N. The fourth turning: An American prophecy – what the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. NY: Crown, 1997, 400.

27. Колесниченко М. Б., Колупаева В. В. Социальные аспекты интернет-зависимости молодежи. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 97–105. https://elibrary.ru/ykjuzb

28. Лапидус Л. В., Гостилович А. О., Омарова Ш. А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения. Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271–293. https://elibrary.ru/rbwlek

29. Снежинская М. Г. Музыкальная индустрия в эпоху больших данных: перспективы социологических и маркетинговых исследований. Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 4. С. 161–172. https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6093

30. Пальмов С. В., Скакун О. О. Использование искусственного интеллекта музыкальными сервисами. При­кладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 198–203. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_198


Войти или Создать
* Забыли пароль?