сотрудник
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Описаны теоретические подходы к определению сущностных характеристик связной речи как высшей психической функции в психолого-педагогической литературе. Представлены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предметом являются средства проектной деятельности, способствующие позитивным трансформациям параметров связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Цель – теоретически исследовать и экспериментально обосновать эффективность средств проектной деятельности, обеспечивающих развитие параметров связной речи детей старшего дошкольного возраста. Определены и описаны качественные характеристики связной речи старших дошкольников, особенности ее развития, проявляющиеся в наличии вариативности уровней сформированности умений составлять простые и сложные предложения, пересказывать и составлять тексты. Представлены различные технологии работы по формированию связной речи, в том числе использование проектной деятельности в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Экспериментально подтверждена возможность позитивного воздействия на процесс формирования умений связно излагать свои мысли у старших дошкольников средствами проектной деятельности.
ребенок старшего дошкольного возраста, особенности развития связной речи, критерии сформированности, повествовательный рассказ, описательный рассказ, технологии формирования связной речи, элементы проектной деятельности
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4: Детская психология. М.: Книга по требованию, 2013. 432 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
3. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 223 с.
4. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 1999. С. 358-369.
5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психологии, 2001. 256 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей; 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. 255 с.
7. Андреева Е. В., Архипова С. Н. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 28-31.
8. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 428 с.
9. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Книга по требованию, 2012. 320 с.
10. Леонтьев А. Н., Зимняя И. А., Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с.
11. Винокур Т. Г. Монолог // Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: БРЭ, 1997. С. 240-241.
12. Гришина К. А. Особенности формирования монологической речи у детей среднего дошкольного возраста // Символ науки. 2019. № 10. С. 81-83.
13. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
14. Шадрина Л. Г., Судакова Е. Н. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 220-228.
15. Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 115 с.
16. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2014. 287 с.
17. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ, 2013. 313 с.
18. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринго, 1995. 235 с.
19. Дудко Я. О. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26-27 апреля 2017 г.) СПб., 2017. С. 32-36.
20. Симкин М. Л., Гелихова К. О. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 333-340. DOI:https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-333-340
21. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 4. С. 138-166.
22. Щербинина Е. А., Зиновьева Г. В. Методика работы по формированию связной речи дошкольников // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 27-30.
23. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием; 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 166 с.
24. Насырова Л. А. Обучение старших дошкольников художественному описанию природы // Инновационная наука. 2019. № 9. С. 72-75.
25. Чернобровкин В. А., Пустовойтова О. В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 261-265.
26. Нарыкова Г. В. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: «Познание». 2016. № 3. С. 46-47.
27. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4. С. 99-101.
28. Киселева Л. С., Лагода Т. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2013. 96 с.
29. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. 1990. № 4. С. 40-47.