СТРАТЕГИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Ведение. Устойчивость финансовых систем является важным вопросом при разработке стратегий развития и стратегирования экономических явлений из-за угроз в геополитике на форе мирового экономического кризиса и пандемии. Эти моменты затрагивают не только отдельные регионы и территории, но и государство в целом. Состояние финансовой безопасности является актуальным стратегическим приоритетом в разработке стратегий и программ социально-экономического развития. Объекты и методы исследования. Кемеровская область – Кузбасс как регион индустриального профиля, а также финансовая безопасность как стратегическая характеристика финансовой системы и региона. Исследование опиралось на системный подход, основанный на диалектическом восприятии реальности. Также использовались статистические методы, анализ существующих систем знаний, экономический мониторинг и др. Результаты легли в основу абстрагирования, системного изучения и создания теоретических выводов и обобщений для выработки стратегических приоритетов. Системность предполагает изучение явления экономики с учетом территориальных особенностей социально-экономических систем, специфики природных, экономических, технических и других факторов, степени ее политической, административной и хозяйственной самостоятельности и характера взаимодействия с другими территориями. Результаты и их обсуждение. Рассмотрено явление финансовой безопасности региона как элемент стратегического управления социально-экономическим развитием, определены и классифицированы ее характеристики. Предложена и обоснована схема формирования и развития финансового риска для его принятия в качестве элемента системы стратегических приоритетов. Параметры инфляции и безработицы предложены в качестве дополнительного совокупного критерия оценки уровня финансовой безопасности. Выводы. Новые системные угрозы в сфере финансов требуют новых подходов к оптимизации финансовых отношений и разработки теоретического и методологического основания для качественных и количественных оценок состояния финансовой безопасности. Проводятся многочисленные исследования различных аспектов понятия финансовой безопасности. Предпринимаются попытки осветить взаимосвязи финансового блока с экономическими элементами внутри регионов, России и за ее пределами, которые определяют основу для методологии оценки уровня финансовой безопасности и ее последующего учета в стратегировании. Использованный в исследовании подход основан на сравнении определенного набора критериев с их пороговыми уровнями. Однако степень достоверности оценок может снижаться из-а изменения значимости и приоритетности этих критериев в новых экономических и политических реалиях. Новые условия определяют необходимость перехода к мобильности и гибкости выбора критериев, а также его адаптацию к условиям конкретного региона. Это представляет собой стратегический проект, разработка и реализация которого может проводиться на базе концепции стратегирования академика В. Л. Квинтом.

Ключевые слова:
регион, финансовая безопасность, стратегия, финансовая система
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

ВВЕДЕНИЕ
1 Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
2 Постшоковый рост российской экономики: опыт кризисов 1998 и 2008–2009 гг. и взгляд в будущее / И. Б. Воскобойников [и др.] // Вопросы
экономики. 2021. № 4. С. 5–31. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-5-31
3 Готовский А. В. Вклад импортозамещения в экономический рост России // Вопросы экономики. 2021. № 4. С. 58–78. https://doi.
org/10.32609/0042-8736-2021-4-58-78
Особенностью современной экономики является
гибкость в корректировке общей стратегии
развития. Быстрые изменения в структуре
технологических укладов порождают новые
требования к системе финансирования и ресурсной
базе новых технологий и инноваций. Размывание
территориальных границ финансовой системы, при
котором сложно выделить ресурсную финансовую
базу одной обособленной территории, приво-
дит к проблеме оценки ее (территории региона)
финансовой безопасности. Происходит переток
рисков разного характера из одного региона в
другой. Способы реагирования на эти риски и
угрозы могут отличаться1,2,3.
Вопросы финансовой безопасности территории
и государства приобрели особую актуальность.
Отечественные ученые Л. П. Гончаренко,
Ю. А. Соколов, В. К. Сенчагов, А. И. Татаркин,
В. В. Криворотов, О. И. Барановский, А. А. Куклин
и др. внесли значимый вклад в формирование
системы знаний по этой проблеме. В практике
оценки уровня финансовой безопасности
и разработке системы управления следует отметить
работы А. И. Татаркина, Е. А. Олейникова,
К. С. Горячевой, А. В. Грачева и А. А. Куклина.
Среди научных трудов, посвященных проблемам
стратегирования, особо выделяются работы
В. Л. Квинта и М. К. Алимурадова. Региональные
аспекты финансовой безопасно индустриальных
регионов, в том числе в сфере образования, рас-
сматриваются А. Ю. Просековым, М. Г. Леуховой,
И. В. Корчагиной и Т. М. Алабиной. Однако
для стратегирования различных объектов
и прогнозирования развития ситуации на годы
214
Kopein VV. Strategizing Financial Security
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Том 2. № 2
вперед эти работы не полностью осветили все
особенности учета финансовой безопасности.
Остаются белые пятна в таких вопросах,
как адаптация стратегий к изменениям рисков
и оценка вероятности перерастания их в угрозы4,5,6..
Любые работы вносят свой вклад в понимание
финансовой безопасности как экономического
явления.
Целью работы является систематизация
подходов к оценке рисков финансовой
системы в новых экономических условиях
и определение теоретических положений,
которые могут использоваться при разработке
методологии оценки уровня финансовой
безопасности и стратегий управления. Комплекс
методологических и теоретических положений
при учете в стратегировании финансовой
безопасности экономических субъектов, регионов
и государства повысит достоверность и научную
обоснованность прогнозов экономического
развития, будет способствовать выявлению стра-
тегических тенденций и закономерностей, фор-
мированию системы стратегического управления
на уровне региона и страны.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формирование рыночных отношений в российской
экономике является сложным, неоднозначным
и слабо прогнозируемым процессом. Это порождает
ряд отрицательных последствий в социальной сфере
и хозяйственной деятельности экономических
сегментов. Позитивные сдвиги в структуре
экономики касаются агропромышленного сектора,
4 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
5 Мау В. А. Экономика и политика 2019–2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 5–27. https://
doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-5-27
6 Davarzani H., Zanjirani Farahani R., Ramandad H. Understanding econo-political risks: Impact of sanctions on an automotive supply // International
Journal of Operations and Production Management. 2015. Vol. 35. № 11. P. 1567–1591. https://doi.org/10.1108/IJOPM-01-2013-0021
7 Копеин В. В., Филимонова Е. А. Импортозамещение, агроэкономика и продовольственная безопасность: два шага вперед, шаг назад // Техника
и технология пищевых производств. 2016. Т. 42. № 3. С. 155–166.
8 Копеин В. В., Филимонова Е. А. К вопросу продовольственной и экономической безопасности России в современных условиях // Техника
и технология пищевых производств. 2015. Т. 39. № 4. С. 162–168.
9 Scheubel B., Stracca L. What do we know about the global financial safety net? A new comprehensive data set // Journal of International Money
and Finance. 2019. Vol. 99. https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2019.06.003
10 Данилов Ю. А. Оценка места Российской Федерации на глобальном финансовом рынке // Вопросы экономики. 2016. № 11. С. 100–116. https://
doi.org/10.32609/0042-8736-2016-11-100-116
11 Квинт В. Л. Teoretyczne I Metodologiczne Podstawy Strategii. Warszawa: Poznanie, 2019. 116 p.
которые повысили продуктовую безопасность
России7,8. Но пока активна инерционная модель
воспроизводства, характеризующаяся отдельными
проблемами в экономике. Эти явления затрагивают
ключевую сферу – финансовую. В ней преломляются
возникающие противоречия экономической жизни
и формируются риски, которые трансформируются
в угрозы и опасности. Это отражается на состоянии
финансовой и экономической безопасности
страны, регионов и государства9,10,11. Состояние
финансовой безопасности является стратегическим
приоритетом в разработке стратегий и программ
социально-экономического развития.
Системный подход, основанный на диалекти-
ческом восприятии реальности, является основ-
ным в изучении финансовой безопасности.
Системность предполагает изучение явления эко-
номики с учетом территориальных особенностей
социально-экономических систем, специфики
природных, экономических, технических
и других факторов, степени ее политической,
административной и хозяйственной самосто-
ятельности и характера взаимодействия с другими
территориями.
В стратегировании финансовой безопасности
следует учитывать ее иерархичность, сложность
и взаимосвязанность с другими элементами.
Кроме этого, при стратегировании принимается
во внимание невозможно сть полевого
экспериментирования с опасностями, угрозами
и вызовами. Данное исследование опирается
на теорию индикативного анализа, успешно реа-
лизованную российскими учеными (А. И. Татаркин,
215
Копеин В. В. Стратегирование финансовой безопасности
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Vol 2. No 2
А. А. Куклин и др.) в методическом подходе.
На основе этой методологии реализован
целый блок методик различной сложности
и направленности для мониторинга безопасности,
которые требуют адаптации к реалиям жизни
и полноценного учета в стратегическом управлении.
Мониторинг проводится на двух последовательных
уровнях – информационном и аналитическом,
в которых проводится оценка выбранных
критериев и сравнительный анализ с пороговыми
значениями. Данные официальной статистики
используются для расчета значений показателей,
которые участвуют в методике и отражают
влияние на финансовую безопасно сть.
Сравнение с пороговыми значениями, которые
устанавливаются экспертами или расчетным путем,
позволяет дать суждение об уровне финансовой
безопасности в стране (регионе). Последующая
классификация полученных параметров проводится
для отнесения ситуации в финансовой системе
по степени кризисности.
Теоретическими положениями, характеризую-
щими финансовую безопасность как категорию
современной экономической науки, являются:
– финансовая безопасность как элемент
экономической безопасности государства
и отдельных территорий;
– системность финансовой безопасности
как характеристика финансовой системы,
включающей в себя подсистемы (кредитная,
налоговая, бюджетная и др.), которые подвержены
воздействию объективных внешних управляющих
факторов со стороны органов власти и управления;
– субъективно сть оценок финансовой
безопасности;
– состояние финансовой безопасности как харак-
теристика саморегулирования и регулирования ры-
ночной экономики.
К методологическим положениям исследования
финансовой безопасности отнесены:
– единство и борьба противоречий между
субъектами финансовых отношений как условие
существования финансовой системы;
– конфликт между субъектами финансовых
отношений является свойством разрешения
противоречий;
– существование в системе отношений между
субъектами потенциала конфликтности и потенциала
сотрудничества с условием минимизации издержек
на разрешение противоречий.
Критерии безопасности различного характера
(качественные или количественные) являются
основой для оценки угроз факторов воздействия
с позиции их мощности и последствий действия.
Классификация угроз, особенно в условиях
экономического шторма, является отдельной
задачей. Ее решение необходимо для корректности
определения критериев финансовой безопасности.
Сложность добавляют сокращения временного
отрезка действия любых методик по оценкам
и стратегированию, т. к. скорость изменений
в экономике и политике кратно увеличилась. Это
меняет систему целеуказаний и формирования
стратегических приоритетов при разработке
различных региональных программ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проблемы финансовой бе зопасно сти
рассматриваются как комплексные вопросы,
затрагивающие интересы экономических субъектов.
Оценка этой безопасности формирует сигналы
для широкого спектра других элементов рынка,
которые на определенном этапе пока могут не иметь
отношения к экономике региона, социальной сфере,
экологии и устойчивости. Но эти субъекты могут
«включиться» в экономику региона и влиять
на нее саму и ее безопасность (потенциальные
216
Kopein VV. Strategizing Financial Security
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Том 2. № 2
инвесторы, компании и банки федерального
значения и т. д.)12,13,14.
С позиции системного подхода финансовая
безопасность представляет собой иерархический
уровень – подсистему экономической безопасности.
Такое представление может рассматриваться
как абстрагированное явление. Но важно то, что
содержание финансовой безопасности определяется
значением финансовой системы для социально-
экономического развития. Финансы не только
наполняют экономику ресурсами, необходимыми
для развития, но и привносят риски, которые
могут стать угрозой для финансовой безопасности
и для экономики страны в целом. Система
рисков наполнилась и стала значимым фактором
влияния на экономику России и регионов, а также
на финансовую безопасность в период пандемии
и экономических санкций15,16,17.
Понятие финансовой безопасности пока
не раскрыто полностью. Его сущность зависит
от позиции исследователя, целей исследования
и других условий. Изменение внешних
условий для развития России и давление
на ее национальную безопасность проявляются
в последнее десятилетие18,19,20. Вопросы финансовой
безопасности, особенно для регионального
12 Идрисов Г. И., Мау В. А., Божечкова А. В. В поисках новой модели роста // Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5–23. https://doi.
org/10.32609/0042-8736-2017-12-5-23
13 Асимметричные эффекты денежно-кредитной политики в регионах России / О. А. Демидова [и др.] // Вопросы экономики. 2021. № 6.
С. 77–102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-6-77-102
14 The global financial safety net tracker: Lessons for the Covid-19 crisis from a new interactive dataset / L. Muehlich [et al.]. Boston: Global Development
Policy Center, Boston University, 2020.
15 Ершов М. В., Танасова А. С. Мир и Россия: инфляция минимальна, экономический рост замедляется, риски повышаются // Вопросы эконо-
мики. 2019. № 12. С. 5–23. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-5-23
16 Мау В. А. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики // Вопросы экономики. 2021. № 3. С. 5–30. https://doi.
org/10.32609/0042-8736-2021-3-5-30
17 Bělín M., Hanousek J. Which sanctions matter? Analysis of the EU/Russian sanctions of 2014 // Journal of Comparative Economics. 2021. Vol. 49.
№ 1. P. 244–257. https://doi.org/10.1016/j.jce.2020.07.001
18 Dong Y., Li C. Economic sanctions games among the US, the EU and Russia: Payoffs and potential effects // Economic Modelling. 2018. Vol. 73.
P. 117–128. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2018.03.006
19 Гурвич Е. Т., Прилепский И. В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 5–35. https://
doi.org/10.32609/0042-8736-2016-1-5-35
20 Crozet M., Hinz J. Friendly fire: The trade impact of the Russia sanctions and counter-sanctions // Economic Policy. 2021. Vol. 35. № 101. P. 97–146.
https://doi.org/10.1093/epolic/eiaa006
21 Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика
промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290–299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299
22 Цивилев С. Е. Управление процессами реализации стратегии развития Кузбасса на период до 2035 года // Экономическое возрождение России.
2021. Т. 68. № 2. С. 5–19. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-2-68-5-19
23 The role of energy security in the element base of the industrial region innovative development / V. Kopein [et al.] // E3S Web of Conferences. 2020.
Vol. 174. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404055
уровня, также обострились, находя свое пре-
ломление в колебаниях не только ресурс-
ной базы финансовой системы и банковского
сектора, но и других отраслях реального сектора
экономики21,22,23. Многие исследователи соотносят
финансовую безопасность с безопасностью именно
финансовой системы, а ее сущность отражают
как определенную систему отношений. Эта
система должна базироваться на общей стратегии
и позиционироваться в принятой системе координат.
Выработка теоретических положений финансовой
безопасности сопровождается созданием методо-
логических принципов, структурированием
связей, определением параметров, характеризу-
ющих ее сущность достоверным и научным
способом.
Процесс познания любого экономичес-
кого явления, к которому можно отнести финансо-
вую безопасность, включает выявление его
сущностных характеристик. Это помогает выра-
ботать методологию его познания и использовать
в стратегировании, построении стратегии
управления этим явлением и прогнозировании
его состояния. По результатам обобщения
существующих систем знаний по проблемам
финансовой безопасности уточнена концепту-
217
Копеин В. В. Стратегирование финансовой безопасности
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Vol 2. No 2
альная схема содержания финансовой безо-
пасности (рис. 124).
Стратегия управления финансовой безопасностью
должна помогать созданию устойчивой финансовой
системы и развитых финансовых и налоговых отношений,
а также управлению государственной собственностью25,26.
Приоритеты социально-экономического развития
страны и регионов должны являться установками
для стратегии финансовой безопасности. Поэтому важной
сущностной хактеристикой финансовой безопасности
является ее определение как системы, обеспечивающей
стабильность финансовых пропорций развития страны
(региона).
Другой важной характеристикой финансовой
безопасности является система угроз и опасностей, которые
способны вывести финансовую безопасность из состояния
определенного равновесия и перевести ее в иное, снизив
или повысив уровень безопасности. Эта система угроз
неразрывна от финансовой безопасности. Она существует
вне желаний исследователя, изменяется, ослабляет или
усиливает воздействие в корреляции с финансовой
системой.
Необходимость определения критериев
оценки угроз финансовой безопасности
и уровня финансовой безопасности также может
быть отнесена к основным характеристикам
24 Составлено автором.
25 Fritz B., Muehlich L. Regional financial arrangements in the global financial safety net: The Arab monetary fund and the Eurasian fund for stabilization
and development // Development and Change. 2019. Vol. 50. № 1. P. 96–121. https://doi.org/10.1111/dech.12466
26 Алабина Т. А. Организационно-экономический механизм управления государственной собственностью Кемеровской области: проблемы
и совершенствование с учетом стратегии развития региона // Трансформация экономики: анализ проблем и поиск путей решений: Материалы
Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, посвященной 60-летию БТИ АлтГТУ. Барнаул, 2019. С. 9–13.
финансовой безопасности. Выбор таких
критериев, их дифференциация и определение
пороговых уровней входят в такую работу и носит
самостоятельный научный характер. Но все глубже
увязывается в изучении стратегических тенденций
и закономерностей.
Направленность финансовой безопасности
на создание условий для устойчивого развития
региона является еще одной характеристикой.
Устойчивости развития экономики региона
и государства посвящено много работ. Но важным
научным аспектом является стратегия устойчивости
развития именно с позиции финансовой
безопасности.
Для полной привязки содержания понятия
финансовой безопасности региона к целям
стратегирования исследование безопасности должно
базироваться на следующих методологических
принципах:
– учет взаимосвязи финансовой безопасности
региона с банковской, финансовой, налоговой
и бюджетной системами государства;
– определение финансовой безопасности региона
как составляющей финансовой безопасности
федерального округа и Российской Федерации
в целом;
Финансовая
безопасность
Система, направленная на
создание условий для
социальной и финансовой
устойчивости развития
страны (региона)
Основной и обязательный
элемент экономической
безопасности региона
Система, направленная на
развитие финансовой
системы, финансовых
отношений и процессов
Дифференцированный
уровень количественных и
качественных параметров
защищенности финансовых
интересов субъектов
Система приоритетных
сбалансированных
финансовых интересов
страны (региона),
требующих защиты
Система, обеспечивающая
стабильность финансовых
пропорций развития страны
(региона)
Система реальных,
потенциальных внешних и
внутренних опасностей и
угроз финансовым
интересам
Система, обеспечивающая
целостность и единство
финансовой системы страны
(региона)
Рис. 1. Сущностные
характеристики финансовой
безопасности
Fig. 1. Essential characteristics
of financial security
218
Kopein VV. Strategizing Financial Security
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Том 2. № 2
– рассмотрение финансовой безопасности
как категории, характеризующей определенное
состояние финансовых отношений, финансовой
среды и финансовой инфраструктуры региона;
– условное ограничение региона администра-
тивными границами области, края и республики
в целях оценки финансовой безопасности;
– учет взаимосвязи финансовой безопасности
региона и региональных особенностей, структуры
экономики региона.
Указанные принципы являются опреде-
ляющими в построении системы исследования
финансовой безопасности региона и могут стать
основой новых самостоятельных направлений
исследования других аспектов финансовой
безопасности. В представленной работе был
сделан акцент на формализации существенных
сторонах категории «финансовой безопасности»
на теоретическом уровне познания. Методо-
логические принципы служат базисом построения
концепции понятия, а в практике – системой отбора
критериев оценки.
Особое значение в изложенной системе
принципов следует отдать принципу условного
ограничения региона административными
границами области, края и республики для оценки
финансовой безопасности. Этот принцип является
основным, поскольку фиксирует относительность
обособления финансовой системы в масштабах
региона. Финансовая система региона не может
быть представлена как абсолютно обособленная
экономическая система. Это формирует важнейший
ее признак, названный признаком дуализма.
Финансовая система региона является носителем
индикативных свойств системы как в масштабах
региона, так и страны. Такое свойство финансовой
системы региона определяет «двойственность»
ее сущности и методологические трудности.
Выделяемые принципы исследования финансовой
безопасности можно разделить на две группы,
принимая в основу разделения признак дуализма
финансовой системы – общегосударственное
содержание и региональная специфика:
– федеративные принципы, отражающие
федеративный характер финансовой безопасности
региона;
– региональные принципы, отражающие
региональный (специфический) характер
финансовой безопасности региона.
Такое разделение, обусловленное сущностью
финансовой системы государства и регионов,
упрощает рассмотрение практических вопросов
по созданию системы управления финансовой
безопасности региона и разработке стратегии.
К первой совокупности принципов относятся:
– определение финансовой безопасности региона
как составляющей финансовой безопасности
федерального округа и Российской Федерации
в целом;
– учет взаимосвязи финансовой безопасности
региона с финансовой системой государства,
в которую входят банковская, налоговая
и бюджетная системы, а также фондовый рынок.
Бюджетными отношениями финансовая
безопасность региона определена не полностью.
Она дополняется финансовыми отношениями
между своими субъектами (отношения между
организациями, налоговые отношения, отно-
шения на фондовых рынках, между банками
и клиентами). Поэтому группу федеративных фак-
торов нельзя ограничивать факторами, связанными
только с процессом формирования бюджетных
отношений.
Современная региональная политика определяет
регион как элемент стратегирования региональной
экономической политики, роль которого изменяется
от субъектной к объектной и наполняется новым
содержанием. В группу региональных принципов
исследования финансовой безопасности можно
включить следующие:
– принцип отражения территориально
определенной и относительно обособленной
финансовой системы региона как объективного
источника содержания финансовой безопасности
региона;
– рассмотрение финансовой безопас-
но сти как категории, характеризующей
219
Копеин В. В. Стратегирование финансовой безопасности
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Vol 2. No 2
определенное состояние финансовых отношений,
финансовой среды и финансовой инфраструктуры
региона;
– учет взаимосвязи финансовой безопасности
региона и региональных особенностей, структуры
экономики региона.
Выделение этой группы позволяет подойти
к исследованию финансовой безопасности региона
как относительно самостоятельной категории,
связанной с финансовыми отношениями. В связи
с этим управление финансовой безопасностью
региона можно проводить, используя качественные
и количественные показатели развития региона,
а также индикаторы. Для изучения динамики
финансовой бе зопасно сти обо сновано
использование количественных параметров
развития региона и ее финансовой системы. Такое
положение необходимо учитывать при построении
прогнозов развития регионов, в разработке схем
управления, оценках и планировании.
В Российской Федерации пока не сложилась
полноценная система обеспечения финансовой
безопасности, хотя на законодательном уровне
принят ряд документов, фиксирующих нормы
и определяющих мероприятия, направленные
прямо или косвенно на управление финансовой
безопасностью. Практически все приоритеты
развития, установленные Правительством
России, касаются финансовой безопасности
(продовольственная, энергетическая и т. д.).
Разработана государственная стратегия экономи-
ческой безопасности, в которой определены меры
по повышению устойчивости финансовой системы
и элементов национальной безопасности.
Вероятностный характер происхождения
любого экономического риска определяет задачу
управления рисками в качестве необходимого
элемента управления финансовой безопасностью,
который должен включать оценку величины кон-
кретного риска и оценку его значимости для кон-
кретной ситуации в финансовой сфере. В связи
с этим можно выделить две принципиальные сто-
роны, которые формируют важный принцип иссле-
27 Составлено автором.
дования финансовых рисков – принцип дуализма
оценки финансового риска.
Сущность этого принципа заключается
в необходимости оценки финансового риска
в количественных параметрах – возможного
ущерба с учетом вероятности события,
вероятности перерождения риска в угрозу
и т. д. Другая сторона оценки риска заключается
в определении качественных следствий развития
риска для общества, экономики и финансовой
системы. Качественные оценки могут быть
соотнесены с пороговыми значениями, задаваемыми
управляющей системой в целях сохранения
стабильности возможности развития.
Этот принцип определяет необходимость
разработки систем оценки рисков, в том числе
финансовых. Системы оценки рисков являют-
ся составляющими частями стратегии управле-
ния финансовой безопасностью и должны фик-
сировать две стороны рисков: количественную
и качественную. Количественная сторона рисков
рассчитывается на основе математических
и статистических методов. Качественная
определяется на основе эмпирических данных,
прогнозирования последствий развития риска
и направлений прогресса экономической системы.
Прогнозирование развития финансовых угроз
требует постоянного отслеживания всех изменений
влияющих факторов.
Финансовые риски связаны между собой.
Это определяет их родственное свойство –
комплексность, – предполагающее необходимость
рассмотрения всех влияющих рискообразующих
факторов и определения их сферы (источников)
формирования и воздействия (направлений
действия факторов), а также содержания риска.
Процесс получения объективных знаний
о финансовом риске, его сущности и эволюции
базируется на системе методологических
принципов, изложенных ранее, и может
быть представлен графически (рис. 227).
На рисунке 2 схематично представлен процесс
возникновения и развития финансового риска
220
Kopein VV. Strategizing Financial Security
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Том 2. № 2
как следствия нарастающего противоречия между
элементами системы. Эта схема иллюстрирует
процесс изучения динамики и сущности риска, его
эволюцию, а также точку воздействия субъективно-
го влияющего фактора (воздействующего субъекта).
Представленная схема не охватывает всей возможной
совокупности противоречий в экономической
сфере, а выделяет только финансовую. Однако
возникновение противоречий в финансовой сфере
как основы появления рискообразующих фактов,
не исключает, а, наоборот, является следствием
противоречий в экономике, т. к. финансовая система
должна удовлетворять требованиям экономики
и хозяйствующих субъектов в части своих функций
по обеспечению расчетов, аккумулированию
капитала, кредитованию и т. д.
В процессе возникновения рискообразующего
фактора, его оформления в конкретный риск
и дальнейшего реагирования на финансовый риск
(опасность, угрозу) происходит формирование
нового среза противоречий между элементами
системы, который при определенных условиях
способен создать опасность для системы
и переродиться в риск или угрозу. Комплекс
реагирования подразумевает разработку
системы мероприятий, благодаря которым
финансовая система способна обеспечить дости-
жение установленных целей при колебании
ее характеристик в определенных пороговых
значениях.
Представленная схема определяет основное
направление процесса исследования, не исключая
возможные косвенные ответвления. Схема отражает
необходимость комплексного анализа финансовых
рисков, при определении которых следует
учитывать различные факторы, их образовавшие,
и взаимосвязи с другими факторами и рисками.
Результатом предлагаемого подхода является
установление постоянного и комплексного
мониторинга финансовых рисков, а также
разработка постоянной и предметной стратегии
управления финансовыми рисками.
Создание полноценной системы мониторинга
финансовой безопасности представляет собой
специфическую, особую задачу стратегиро-
вания. Это связано с объектом – финансовой
системой и ее особенностями. Выбор научно
выверенных вариантов стратегирования опре-
деляет достоверность оценки, которая будет
корректной для определенного периода времени.
В стратегировании финансовая безопасность должна
учитываться как комплекс мер, методов и средств
защиты финансовой деятельности хозяйствующих
субъектов на микроуровне и экономических
интересов государства и регионов. Этот комплекс
мер должен рассматриваться как объективное
Определение сферы
формирования
рискообразующего
фактора
Определение
рискообразующих
факторов
Определение направлений
воздействия
рискообразующего
фактора
Определение сферы
образования опасности Определение сферы
воздействия
рискообразующего
фактора
Разработка комплекса
реагирования на угрозу
Анализ взаимосвязей и
противоречий между
элементами финансовой
системы
Определение содержания
риска, сформированного
рискообразующим
фактором
Определение направлений
эволюции риска и его
взаимосвязи с другими
сферами воздействия
Определение возможности
преобразовании риска в
угрозу
Классификация угрозы и
анализ ее развития,
реальности, возможного
ущерба
Разрешение противоречий
и формирование основы
нового противоречия
между элементами
системы Рис. 2. Схема формирования
и развития финансового
риска
Fig. 2. Scheme of formation
and development of financial
risk
221
Копеин В. В. Стратегирование финансовой безопасности
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Vol 2. No 2
условие финансовой устойчивости. Процесс должен
опираться на принятие условий эффективного
функционирования финансовой системы,
которые создаются при улучшении качества
управления финансовыми потоками и определении
стратегических приоритетов.
Основой в изучении явления финансовой
бе зо п а с н о с т и и в ы р а б от ке ва р и а н то в
стратегирования является принятие в качестве
методологического базиса закона перехода
количественных изменений в качественные.
Это вытекает из принятия диалектического
подхода к изучению явления как единственно
научного и верного. В этом случае необходимо
определить, как и когда произойдет переход
категории «опасность» в категорию «угроза».
Поэтому система параметров оценки финансовой
безопасности должна быть увязана с таким
переходом. Разделение опасности и угрозы
важны, несмотря на то что это понятия одного
экономического круга.
Как сигнал возможного появления угроз
безопасности и ущербов экономике можно
рассматривать появление опасности в качестве
потенциальной угрозы, которая может перерасти
в реальную угрозу при непринятии соответствующих
мер. Необходим анализ и контроль над
потенциальными угрозами, а также соотнесение
их уровня с пороговыми значениями, т. к. угрозы
связаны с категорией риска, особенно в условиях
экономической и политической турбулентности.
В современной научной литературе большинство
методик оценки финансовой безопасности сводятся
к нескольким подходам, среди которых можно
выделить следующие:
1. Нормативный подход, при котором
установка параметров экономической
безопасности и учета потенциальных угроз
сводится к их соотнесению с приоритетами
социально-экономического развития и целями
экономической политики государства;
2. Экспертный подход, при котором на основе
мнений специалистов вырабатывается
общее мнение по требованиям к финансовой
безопасности, набору параметров для оценки
и вариантам стратегирования. В позиции
эпистемологии эта схема соотносится
с методом «от частного к общему». Важным
моментом является определение набора
экспертов, их количества, вариантов оценки
и уровня погрешности;
3. Аналоговый подход, в котором набор
параметров для стратегирования финансовой
безопасности определяется по аналогии
с принятыми в других государствах,
которые считаются эталоном. Особенностью
и критикуемой позицией данного подхода
остается выбор идеала.
Во всех подходах промежуточной точкой
изучения явления финансовой безопасности
и определения вариантов стратегирования
является определение и описание ситуации,
в которой оказывается интегральная оценка уровня
финансовой безопасности.
Обычно предлагается разбивка ситуации
на уровни кризиса, среди которых выделяются:
нормальное состояние, начальный предкризис,
развивающийся предкризис, критический
предкризис, нестабильный кризис, угрожаю-
щий кризис и чрезвычайный кризис. Деление
предкризиса и кризиса на несколько уровней позво-
ляет повысить значение качественной оценки
финансовой оценки. Такое разделение полезно
и для выработки методов стратегирования
в условиях конкретного состояния финансовой
безопасности. Это упрощает возможную
классификацию опасностей и определение
их степени с позиции перерастания в угрозы.
Это определяет набор практических мер
по выравниванию ситуации и выработке методов
воздействия на угрозы. Динамика современной
жизни постоянно вносит коррективы в условия
работы финансовой системы. Меняются требования
к финансовой безопасности, что определяет необ-
ходимость корректировки методологии оценки
финансовой безопасности и набор вариантов
ее стратегирования.
222
Kopein VV. Strategizing Financial Security
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Том 2. № 2
Таблица 1. Коэффициенты корреляции индекса потребительских цен и безработицы в Кемеровской области – Кузбассе
в 2014–2021 гг.
Table 1. Correlation coefficients of the consumer price index and unemployment in Kuzbass, 2014–2021
Годы 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Коэффициент корреляции –0,004 –0,481 0,755 0,614 –0,024 0,697 0,165 –0,794
Таким образом, любые получаемые оценки уровня
финансовой безопасности нельзя считать точными.
Работает подход «здесь и сейчас», поскольку
после оценки уровень финансовой безопасности
может быть не достоверным из-за динамики
экономических и политических условий
и перерастания опасностей в угрозы, которые могли
быть не учтены в проведенных работах по оценкам
уровня финансовой безопасности региона
минерально-сырьевого кластера – Кемеровской
области – Кузбасса. Это приводит к необходи-
мости и пересмотру вариантов стратегирования
по управлению финансовой безопасности. Важна
корреляционная связь отдельных факторов, набор
которых учитывался в оценках финансовой
безопасности.
В Кемеровской области – Кузбассе была оценена
корреляционная связь валового регионального
продукта и следующих показателей, которые
учитывались как индикаторы финансовой
безопасности:
– расходы регионального бюджета;
– сальдированный финансовый результат
работы предприятий и организаций;
– к р ед и т ы , в ы д а н н ы е п р ед п р и я т и я м
и организациям;
– кредиторская задолженность предприятий
и организаций;
– просроченная кредиторская задолженность;
– уровень безработицы;
– объем кредитов, выданных физическим лицам.
Учитывая, что принято оценивать состояние
экономики страны (региона) по динамике валового
внутреннего продукта, уровню инфляции и уровню
безработицы, авторы выделили изучение связи
28 Мельков В. К., Копеин В. В. Оценка влияния безработицы на динамику цен: региональные аспекты // Вестник Алтайской
академии экономики и права. 2022. № 1. С. 58–65. https://doi.org/10.17513/vaael.2039
уровня инфляции и безработицы в отдельное
направление, по которому продолжается работа.
Такое положение отражает экономическую
реальность. На ее формирование влияет множество
факторов, учесть которые полноценно не возможно.
Расчеты и попытки математизировать оценку
ситуации не всегда смогут отразить истинную
сущность явления. Излишняя математизация
процесса исследования с расширением количества
факторов влияния и их динамики может
привести к потере сущности экономического
явления.
При выборе параметров инфляции и безработицы
как критериев набора оценки финансовой
безопасности мы упрощаем методологию оценки
и создаем основу для стратегирования системы
управления финансовой безопасностью. Остается
вопрос о точности оценки корреляции безработицы
и инфляции, но для предварительного мнения
достоверность может приниматься как достаточная.
Динамика спроса и предложения на рынке труда
не демонстрирует устойчивую объективную связь
факторов и явлений. Для уточнения ситуации
с использованием эконометрических методов
были рассчитаны коэффициенты корреляции
между индексом потребительских цен и уровнем
безработицы (табл. 128).
По итогам проведенных оценок можно сделать
вывод о том, что высокие значения коэффици-
ента корреляции были получены в 2016, 2017,
2019 и 2021 гг. Корреляционный анализ прово-
дился для уточнения взаимосвязи двух перемен-
ных, измеренных в метрических шкалах на одной
и той же выборке. Определялся коэффициент
корреляции Пирсона. Он позволяет определить,
223
Копеин В. В. Стратегирование финансовой безопасности
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Vol 2. No 2
насколько пропорциональна изменчивость двух
переменных, а величина коэффициента корреляции
отражает силу связи.
Принимая по внимание шкалу Чеддока, мож-
но отметить, что в этих годах сила связи пока-
зателей индекса потребительских цен и уровня
инфляции была высокой, в 2020 г. очень слабой.
Слабая отрицательная корреляция наблюдалась
в 2015, 2018 и 2021 гг., поэтому эту связь
можно не учитывать как объективную. В 2016,
2017 и 2019 гг. между инфляцией и безработицей
существовала прямая связь, т. е. при увеличении
безработицы рос уровень цен.
В 2021 г. проявилась обратная зависимость,
которая соответствует кривой Филлипса
в краткосрочном периоде. В 2014, 2015 и 2018 гг.
знак совпадает с выводами Филлипса. Однако
значения корреляции крайне низки, чтобы говорить
об устойчивости и объективности связи двух
показателей. Но экономическая сущность этих
двух проявлений рыночной экономики объективна
и требует научного определения.
Рассмотрение параметров уровня безработицы
и уровня инфляции как претендентов на включение
в базовый набор индикаторов уровня финансовой
безопасности будет продолжено для углубления
эмпирической базы исследования и подготовки
для перехода в теоретическую плоскость
с целью выработки методологии стратегирования
финансовой безопасности в качестве объекта
исследования.
ВЫВОДЫ
Необходимость создания системы управления
финансовой безопасностью в России не вызывает
сомнений. Кратно выросла актуальность выбора
способов определения состава финансовой
безопасности и вариантов ее стратегирования
как объекта управления. Разработка стратегии
социально-экономического развития региона
требует включения системы управления
финансовой безопасностью как стратегического
приоритета. Изучение финансовой безопасности
в качестве «среза» финансовой системы региона
(страны) требует современного инструментария,
к которому можно отнести методику оценки.
Важность создания такой методики заключается,
помимо ее цели, в определении уровня безопас-
ности и управлении финансовыми отношениями
хозяйствующих субъектов, бюджетными
и налоговыми отношениями. Требуется система
выработки и отбраковки вариантов прогнозирования
и стратегий развития, в которых определенное место
занимает стратегия финансовой безопасности.
На теоретическом уровне изучения явления
финансовой безопасности не сложилось
однозначного понимания ее сущности. В научных
подходах поиск критериев оценки угроз финансовой
безопасности и уровня финансовой безопасности
относится к ее сущностным характеристикам.
Дифференциация этих критериев и определение
пороговых уровней могут быть проведены в каче-
ственном или количественном варианте. Разработка
системы критериев оценки носит самостоятельный
научный характер и требует создания отдельной
стратегии выбора этих параметров и их уровней.
Выбор критериев как элемента стратегического
управления не обособлен – он связан с общими
стратегическими приоритетами.
Направленность финансовой безопасности
на создание условий для устойчивого развития
региона является еще одной характеристикой.
Устойчивости развития экономики региона
и государства посвящено много работ, но важным
научным аспектом является стратегия устойчи-
вости развития именно с позиции финансовой
безопасности.
Следуя диалектическому подходу к изучению
финансовой безопасности, возникновение
противоречий в финансовой сфере как основы
возникновения рискообразующих фактов
не исключает, а, наоборот, является следствием
противоречий в экономике, т. к. финансовая система
должна удовлетворять требованиям экономики
и хозяйствующих субъектов в части своих функций
по обеспечению расчетов, аккумулированию
капитала, кредитованию и т. д. Это объективное
условие экономического развития, несмотря
224
Kopein VV. Strategizing Financial Security
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228
2022. Том 2. № 2
на конфликты и противоречия. Противоречия
в экономических и финансовых отношениях
следует рассматривать в качестве основания
для роста рисков и угроз как факторов влияния
на финансовую безопасность.
В Кемеровской области – Кузбассе как в регионе
отраслевой специализации сложилась определенная
структура экономики, а также невысокий уровень
финансовой безопасности. Для повышения
достоверности оценок ранее рассматривалась
корреляционная связь валового регионального
продукта и ряда показателей, связанных
с состоянием регионального бюджета, финансовыми
результатами деятельности предприятий
и организаций, их задолженностями. Исследование
связи уровня инфляции как одного из ключевых
критериев финансовой безопасности и безработицы
как параметра социально-экономического развития
показало существование объективной, но невысокой
корреляции, демонстрирующей неустойчивую
динамику. Для разработки стратегии и системы
управления финансовой безопасностью региона
важна методика учета корреляции инфляции
и безработицы. Рассматриваемые элементы
с теоретической и практической точки зрения
уже стали частью новой реальности, отмахнуться
от которой невозможно. Поэтому их следует
рассматривать как стратегические приоритеты при
разработке современной стратегии развития
региона.

Список литературы

1. Алабина Т. А. Организационно-экономический механизм управления государственной собственностью Кемеровской области: проблемы и совершенствование с учетом стратегии развития региона // Трансформация экономики: анализ проблем и поиск путей решений: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, посвященной 60-летию БТИ АлтГТУ. Барнаул, 2019. С. 9-13.

2. Асимметричные эффекты денежно-кредитной политики в регионах России / О. А. Демидова [и др.] // Вопросы экономики. 2021. № 6. С. 77-102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-6-77-102

3. Готовский А. В. Вклад импортозамещения в экономический рост России // Вопросы экономики. 2021. № 4. С. 58-78. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-58-78

4. Гурвич Е. Т., Прилепский И. В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 5-35. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-1-5-35

5. Данилов Ю. А. Оценка места Российской Федерации на глобальном финансовом рынке // Вопросы экономики. 2016. № 11. С. 100-116. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-11-100-116

6. Ершов М. В., Танасова А. С. Мир и Россия: инфляция минимальна, экономический рост замедляется, риски повышаются // Вопросы экономики. 2019. № 12. С. 5-23. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-5-23

7. Идрисов Г. И., Мау В. А., Божечкова А. В. В поисках новой модели роста // Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5-23. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-12-5-23

8. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

9. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

10. Квинт В. Л. Teoretyczne I Metodologiczne Podstawy Strategii. Warszawa: Poznanie, 2019. 116 с.

11. Копеин В. В., Филимонова Е. А. Импортозамещение, агроэкономика и продовольственная безопасность: два шага вперед, шаг назад // Техника и технология пищевых производств. 2016. Т. 42. № 3. С. 155-166.

12. Копеин В. В., Филимонова Е. А. К вопросу продовольственной и экономической безопасности России в современных условиях // Техника и технология пищевых производств. 2015. Т. 39. № 4. С. 162-168.

13. Мау В. А. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики // Вопросы экономики. 2021. № 3. С. 5-30. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3-5-30

14. Мау В. А. Экономика и политика 2019-2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 5-27. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-5-27

15. Мельков В. К., Копеин В. В. Оценка влияния безработицы на динамику цен: региональные аспекты // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 1. С. 58-65. https://doi.org/10.17513/vaael.2039

16. Постшоковый рост российской экономики: опыт кризисов 1998 и 2008-2009 гг. и взгляд в будущее / И. Б. Воскобойников [и др.] // Вопросы экономики. 2021. № 4. С. 5-31. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-5-31

17. Цивилев С. Е. Управление процессами реализации стратегии развития Кузбасса на период до 2035 года // Экономическое возрождение России. 2021. Т. 68. № 2. С. 5-19. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-2-68-5-19

18. Bělín M., Hanousek J. Which sanctions matter? Analysis of the EU/Russian sanctions of 2014 // Journal of Comparative Economics. 2021. Vol. 49. № 1. P. 244-257. https://doi.org/10.1016/j.jce.2020.07.001

19. Crozet M., Hinz J. Friendly fire: The trade impact of the Russia sanctions and counter-sanctions // Economic Policy. 2021. Vol. 35. № 101. P. 97-146. https://doi.org/10.1093/epolic/eiaa006

20. Davarzani H., Zanjirani Farahani R., Ramandad H. Understanding econo-political risks: Impact of sanctions on an automotive supply // International Journal of Operations and Production Management. 2015. Vol. 35. № 11. P. 1567-1591. https://doi.org/10.1108/IJOPM-01-2013-0021

21. Dong Y., Li C. Economic sanctions games among the US, the EU and Russia: Payoffs and potential effects // Economic Modelling. 2018. Vol. 73. P. 117-128. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2018.03.006

22. Fritz B., Muehlich L. Regional financial arrangements in the global financial safety net: The Arab monetary fund and the Eurasian fund for stabilization and development // Development and Change. 2019. Vol. 50. № 1. P. 96-121. https://doi.org/10.1111/dech.12466

23. Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314

24. Scheubel B., Stracca L. What do we know about the global financial safety net? A new comprehensive data set // Journal of International Money and Finance. 2019. Vol. 99. https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2019.06.003

25. The global financial safety net tracker: Lessons for the Covid-19 crisis from a new interactive dataset / L. Muehlich [et al.]. Boston: Global Development Policy Center, Boston University, 2020.

26. The role of energy security in the element base of the industrial region innovative development / V. Kopein [et al.] // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 174. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404055

Войти или Создать
* Забыли пароль?