сотрудник
Махачкала, Россия
Сложившийся в западных странах механизм партнерских отношений государства с частным бизнесом при реализации общественно-значимых инвестиционных проектов представляет новую ступень государственного регулирования экономики, основанную на либеральных концепциях развития. Использование инвестиционного механизма в рамках таких систем в российских условиях возможно, особенно в тех сферах и направлениях деятельности, в которых частные инвестиции способны обеспечить устойчивый вектор равновесного роста экономической системы, оставляя за государством контрольные функции. Экономическое положение субъектов РФ требует использования различных инструментов для оценки их экономического потенциала, состояния социально-экономического развития, финансового баланса и условий конкуренции на внутреннем и мировом рынках. Такие инструменты важны для активной федеральной политики, направленной на искоренение межрегионального неравенства и обеспечение экономической целостности страны. Цель работы – исследование зарубежного и российского опыта приватизации и концессий. Методы исследования: синтез, статистический и сравнительный анализ, методы системного и графического анализа. Предмет – системы отношений государства и бизнеса, ориентированные на создание и эксплуатацию объектов социально-производственной инфраструктуры. Определены их принципиальные отличия, точки соприкосновения, преимущества и недостатки. Выявлено, что в современных условиях концессионное соглашение является наиболее популярной и привлекательной формой отношений между государством и бизнесом.
приватизация, концессия, инфраструктурные проекты, сравнительный анализ, взаимодействие государства и бизнеса, практика применения
1. Меджидов З. У. Влияние коронавирусной инфекции на мировую экономику: социальные и экономические последствия. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 1. С. 42-50. https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-1-42-50
2. Зельднер А. Г. Правовое поле в системе управления партнерскими отношениями государства и бизнеса. Вопросы экономики и права. 2019. № 128. С. 57-60. https://doi.org/10.14451/2.128.57
3. Marcelin I., Mathur I. Privatization, financial development, property rights and growth. Journal of Banking & Finance, 2015, 50: 528-546. https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2014.03.034
4. Radić M., Ravasi D., Munir K. Privatization: implications of a shift from state to private ownership. Journal of Management, 2021, 47(6): 1596-1629. https://doi.org/10.1177/0149206320988356
5. Desalegn G., Fekete-Farkas M., Tangl A. The effect of monetary policy and private investment on green finance: evidence from Hungary. Journal of Risk and Financial Management, 2022, 15(3). (In Russ.) https://doi.org/10.3390/jrfm15030117
6. Slay B. The perils of privatizing state property: the polish case. Capitalist Goals, Socialist Past, ed. by Patterson P. L. NY: Routledge, 1993, 193-214. https://doi.org/10.4324/9780429046513-9
7. Мочальников В. H. Государственно-частное партнерство в стратегии социально-экономического развития России. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2010. № 1. С. 55-76.
8. Зельднер А. Г. Государственные инвестиции и развитие партнерских отношений в посткоронакризисный период. Экономические науки. 2021. № 197. С. 100-106. https://doi.org/10.14451/1.197.100
9. Зельднер А. Г., Осипов В. С. Концессии как драйвер управления процессом привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Проблемы теории и практики управления. 2019. № 8. С. 65-73.
10. Бухвальд Е. М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации. Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 503-516. https://doi.org/10.18334/epp.10.3.100564
11. Ma L., Li J., Jin R., Ke Y. A holistic review of public-private partnership literature published between 2008 and 2018. Advances in Civil Engineering, 2019, (8): 1-18. https://doi.org/10.1155/2019/7094653
12. Costa Á., Cruz C. O., Sarmento J., Faria e Sousa V. Impact of alternative concession models on the economic efficiency of road concessions. Case Studies on Transport Policy, 2022, 10(2): 1026-1033. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2022.03.016
13. Ebekozien A., Samsurijan M. S. Concession of public infrastructure: pitfalls and solutions from construction consultants perspective. Asian Journal of Civil Engineering, 2022, 23(5): 753-764. https://doi.org/10.1007/s42107-022-00455-7
14. Гаврилин Е. В. Приватизация государственного сектора экономики с развитой и развивающейся экономикой. Эффективное антикризисное управление. 2014. № 1. С. 48-53.
15. Глинкина С. П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. М.: Наука, 2006. 235 с.
16. Helm D. Thirty years after water privatisation - is the English model the envy of the world? Oxford Review of Economic Policy, 2020, 36(1): 69-85. https://doi.org/10.1093/oxrep/grz031
17. Lelévrier C. Privatization of large housing estates in France: towards spatial and residential fragmentation. Journal of Housing and the Built Environment, 2021. https://doi.org/10.1007/s10901-021-09851-y
18. Whiteside H. Privatizing Canadian government land and real estate: railroads, reconciliation, and rip-offs. Land Use Policy, 2020, 99. https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2020.104821
19. Carolino K., Vieira R. S., Sorrentino M. Land dilemmas in Brazil: the history of land privatization in Brazil. Revista Eletrônica Direito E Política, 16(2): 437-462. https://doi.org/10.14210/rdp.v16n2.p437-462
20. Huang Z., Li L., Ma G., Qian J. The reversal of privatization in China: a political economy perspective. IO: Productivity, 2015. https://doi.org/10.2139/ssrn.2350053
21. Нафикова Г. А. Понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества. Вести научных достижений. 2019. № 5. С. 6-10.
22. Смирнова И. В. Приватизация: неновые принципы. Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 4-1. С. 212-216.
23. Пашковский П. В. Государственно-частное партнерство и приватизация: проблемы соотношения. Символ науки: международный научный журнал. 2015. № 11-1. С. 230-232.
24. Gr. Взаимодействие бизнеса и органов власти, под ред. Е. И. Марковской. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 368 с.
25. Zhao Z. J., Su G., Li D. The rise of public-private partnerships in China. Journal of Chinese Governance, 3(2): 158-176. https://doi.org/10.1080/23812346.2018.1457297
26. Gabayet N. Public-private partnerships and concessions in France. Public-Private Partnerships and Concessions in the EU, eds Bogdanowicz P., Caranta R., Telles P. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2020, 52-70.
27. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А., Баженов А. В., Воротников А. М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ВШЭ, 2010. 287 с.
28. Растегаева Ф. С., Шашкова Т. Н., Шалина О. И., Токарева Г. Ф. Изменение роли бюджетно-налоговой политики в условиях рецессии мировой экономики. Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 6. С. 1049-1058. https://doi.org/10.18334/rp.18.6.37609