Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Анализируются проблемы самостоятельной подготовки по профильным дисциплинам в рамках отечественных исследований. Предлагается современный подход к разработке методических задач-заданий в процессе обучения студентов. Методические задачи-задания рассматриваются в качестве значимого фактора содержания деятельности на основе формируемых профессионально-методических умений. Посредством теоретических обобщений и практических исследований выделен комплекс профессионально-методических умений, включающий следующие виды деятельности учителя математики и информатики: проектировочную, конструктивную, организаторскую, гностическую (исследовательскую), коммуникативную. Показано, как реализована разработка методических задач-заданий для организации системы самостоятельных работ по профильным дисциплинам, в рамках которой формируются информационно-коммуникационные компетенции для профессиональной деятельности будущих специалистов. При разработке системы самостоятельных работ учитываются ее специфические особенности. Проведено описание эксперимента по профильной дисциплине «Базы данных», реализуемой в Кемеровском государственном университете для студентов направления 02.03.01 Математика и компьютерные науки. Результаты теоретических обобщений представлены в авторской разработке методических задач-заданий, определении их уровня сложности (S) и проблемности (P). В заключении определена особенность методических задач-заданий в системе самостоятельных работ.
методическая задача, профессионально-методические умения, модель деятельности учителя, самостоятельная работа, уровень сложности задания, уровень проблемности
1. Солостина Т. А. Особенности организационного контекста модели управления самостоятельной работой студентов. Образование и общество. 2014. № 1. С. 24-28. https://elibrary.ru/rwqsav
2. Коротков Э. М. Непрерывное образование и его влияние на устойчивое развитие социально-экономической системы. Непрерывное профессиональное образование: российско-европейская интеграция, отв. ред. С. М. Вдовин. Саранск: МГУ им. Н. П. Огарёва, 2016. С. 43-48. https://www.elibrary.ru/wxuycx
3. Володарская Е. Б., Жук Л. Г., Печинская Л. И. Организация самостоятельной работы студентов технического вуза по дисциплине «Иностранный язык (базовый курс)». Современное педагогическое образование. 2018. № 1. С. 34-37. https://www.elibrary.ru/yutcnp
4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2023. 411 с.
5. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2019. № 8. С. 26. https://www.elibrary.ru/skglqx
6. Стрекалова Н. Б. Педагогическая деятельность в условиях цифровизации образования. Образование в современном мире: практики цифровой трансформации: Всерос. науч.-методич. конф. с междунар. уч. (Самара, 25 февраля 2021 г.) Самара: Ваш Взгляд, 2021. С. 251-255. https://www.elibrary.ru/lwcbrx
7. Сафронов М. Э., Гнусарьков В. Е., Валеева Е. В. Новая образовательная среда как фактор консолидации общества. Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности: Всерос. науч.-практ. конф. (Арзамас, 25-27 октября 2017 г.) Саров: Интерконтакт, 2017. С. 392-394. https://www.elibrary.ru/ylkrlz
8. Мисюкевич А. Н. Социально-креативная среда: проблемы педагогического проектирования. Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего: V Всерос. c междунар. уч. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 1 марта 2018 г.) СПб.: ВВМ, 2019. Т. 5. Вып. 1. С. 17-25. https://www.elibrary.ru/hpcnyt
9. Быстрицкая Е. В., Неверкович С. Д. Игропедагогика: формирование рефлексивной и проектной культуры мышления. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. Т. 16. № 1. С. 140-147. https://www.elibrary.ru/oiegkf
10. Глухова О. Ю., Смоленцев Н. К. Реализация проектного обучения в университете. Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы: II национ. конф. (Кемерово, 15 октября 2020 г.) Кемерово: КемГУ, 2020. С. 9. https://www.elibrary.ru/mohiiu
11. Шамова Т. И. Проблемный подход в обучении. Кн. 4. М.: Перспектива, 2010. 64 с.
12. Кошелев И. А. Проблема подготовки учителей математики и информатики. Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (Москва, 16-17 февраля 2016 г.) М.: МПГУ, 2016. С. 195-198. https://www.elibrary.ru/vmqcgr
13. Глухова О. Ю. Система задач-заданий промежуточной аттестации по методике преподавания математики. Высшее образование сегодня. 2019. № 6. с. 46-49. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.06.P.46
14. Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
15. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. 3-е изд. М.: Вильямс, 2003. 1440 с.
16. Алапати С. Р. Oracle Database 11g: руководство администратора баз данных. М.: Вильямс, 2010. 1440 с.
17. Кайт Т. Oracle для профессионалов: архитектура, методики программирования и особенности версий 9i, 10g и 11g. 2-е изд. М.: Вильямс, 2011. 848 с.
18. Мишра С., Бьюли А. Секреты Oracle SQL. СПб.: Символ-Плюс, 2003. 368 с.
19. Глухова О. Ю. Использование методических задач-заданий в профессиональной подготовке учителя математики. Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. С. 145-150. https://doi.org/10.24158/spp.2020.3.23