Пенза, Россия
сотрудник
Пенза, Пензенская область, Россия
Ключевым аспектом экспорта образования является интернационализация. Интернационализация на рынке образовательных услуг – одна из самых перспективных линий развития современного высшего образования. Для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества иностранный студент как объект исследования вынужден усваивать и принимать новые культурные образцы, однако даже при самых благоприятных условиях, как правило, возникают адаптационные трудности и проблемы. Цель работы – выявить факторы и условия успешной адаптации иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах на примере Пензенской области. Теоретической основой исследования выступили научные концепции социальной адаптации студентов в условиях вуза, концепции создания и функционирования образовательно-воспитательной среды. На основе данных авторского анкетного опроса иностранных студентов пензенских вузов, вторичного анализа данных социологических исследований по аналогичной тематике и анализа статистических данных об иностранных студентах выявлены причины и факторы выбора России в качестве страны обучения. Иностранные студенты, получающие образование в России, сталкиваются с трудностями на различных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т. д. Благоприятные условия способствуют повышению престижа вуза и уровня интернационализации образования, становятся важным фактором для выбора учебного заведения и быстрого включения иностранных студентов в учебный процесс.
экспорт образования, интернационализация, иностранные студенты, социализация, социальная адаптация
1. Клюшникова Е. В. Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования на русском языке. Тверь: ТВГУ, 2017. 38 с. https://www.elibrary.ru/yueuea
2. Duran A., Allen E. Exploring how professional associations socialize student affairs graduate students and new professionals. Journal of Student Affairs Research and Practice, 2020, 57(2): 132-147. https://doi.org/10.1080/19496591.2019.1625779
3. Михайлова Н. К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация. Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 3. С. 333-346. https://doi.org/10.18334/ce.14.3.100685
4. Quinton W. J. So close and yet so far? Predictors of international students’ socialization with host nationals. International Journal of Intercultural Relations, 2020, 74: 7-16. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.10.003
5. Яковлева А. Н. Социализация школьников и студентов. СПб.: СПб. ун-т пед. мастерства, 2001. 99 с.
6. Попова С. М., Яник А. А., Карпова С. Ф. Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989-2023). Административное и муниципальное право. 2023. № 4. С. 24-51. https://doi.org/10.7256/2454-0595.2023.4.43666
7. Соловцова И. А., Малахова В. Г. Нормативная модель процесса профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе. Концепт. 2021. № 9. С. 63-77. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11062
8. Терещенко Т. М., Федотова Л. А. Академическая адаптация иностранных студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 68-73. https://www.elibrary.ru/cybxph
9. Рыбаковский Л. Л. История и теория миграции населения. Книга 1. Мировые миграции: исторические фрагменты и их детерминанты. М.: Экон-Информ, 2016. 210 с.
10. Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): автореф. дис. ... д-pа социол. наук. М., 2009. 64 с. https://www.elibrary.ru/znytpn
11. Письменная Е. Е. Социальные эффекты учебной миграции и политика в сфере привлечения иностранных студентов в России и за рубежом. М.: Экономическое образование, 2009. 140 с.
12. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 360 с.
13. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 382 с.
14. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
15. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. 418 с.
16. Лебедев К. Ю. Социально-психологические факторы профессиональной социализации работающих студентов гуманитарных специальностей: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 164 с. https://www.elibrary.ru/mdpvit
17. Хайруллина Ю. Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. Казань: КГЭУ, 2003. 355 с. https://www.elibrary.ru/qochwn
18. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах: статистический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.
19. Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: III Всерос. науч.-практ. конф. (Ишим, 15 декабря 2012 г.) Ишим: ИПИ им. П.П. Ершова, 2013. 184 с. https://www.elibrary.ru/rgttrl
20. Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Логвинова О. К. Иностранный студент в российском вузе. М.: Русайнс, 2022. 137 с.
21. Мазитова Л. Т. Социальная адаптация иностранных студентов (на примере вузов Башкортостана): дис. … канд. соц. наук. Уфа, 2002. 154 c. https://www.elibrary.ru/nmedpr
22. Скляров Е. С. Уровень и характер социокультурной адаптации иностранных студентов в российском регионе. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 152-164. https://doi.org/10.24412/2071-6141-2023-3-152-164
23. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Социальное измерение студенческих проблем в контексте развития инфраструктуры современного университета. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 4. C. 800-813. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-4-800-813
24. Socialization in higher education and the early career, eds. Weidman J. C., De Angelo L. Cham: Springer, 2020, 323. https://doi.org/10.1007/978-3-030-33350-8